Введение
В настоящее время перед российским обществом остро стоит вопрос адаптации существующих реалий социокультурной сферы под требования современных темпов развития мирового сообщества. Интенсивно меняющиеся условия социальной и экономической жизни ставят перед каждым человеком задачи непрерывного и постоянного профессионального, социального и личностного роста и развития. Процесс трансформации уровня общественного развития сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблему социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни.
Ввиду интеграции культур и конфессиональных направлений, перед обществом стоит задача формирования у личности ценностного стержня, который будет опираться на общечеловеческие ценности, обеспечивающие как благополучное существование самой личности, так и успешное, эффективное её взаимодействие со всеми субъектами социума.
В связи с этим, возрастает роль социальных институтов, реализующих основные принципы современной социальной педагогики и проводящих непосредственно с разными слоями населения, в том числе взрослого, молодёжи и детей, работу по повышению личностных адаптационных способностей и актуализации личностного потенциала устойчивого развития человека.
В условиях обновления российского образования особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей, наиболее полноценно и эффективно реализующих потенциал свободного времени детей, способных удовлетворить запросы социальной политики и существенно расширяющих традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Дополнительное образование сегодня является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, так как именно оно в определённой мере компенсирует негативные и использует позитивные возможности, которые несёт с собой процесс реформ, создаёт новые возможности, прежде всего для того, чтобы человек проявил свою индивидуальность. Это означает для образовательных учреждений необходимость нового осознания и переосмысливания своих функций и ответственности.
В контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения перед дополнительным образованием ставится задача развития потенциала каждого человека к самореализации в культуре нации, который позволит выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи, становиться личностью, самоопределяться и саморазвиваться.
В связи с этим поставлена задача активизации социально-воспитательной деятельности образовательных учреждений, объединения усилий всех субъектов воспитания детей и подростков. Эта задача выглядит особенно актуальной для небольших городов, каким является город Волгодонск, которые находятся в достаточной отдалённости от областных и федеральных центров.
Раздел I
Анализ ситуации и основные концептуальные
идеи инновационного проекта
1.1.
Анализ особенностей образовательной среды и проблем развития
Многопрофильное Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества осуществляет образовательную деятельность по четырём направлениям: художественно-эстетическому, культурологическому, физкультурно-спортивному, социально-педагогическому. Спектр образовательных услуг представлен 33 видами деятельности:
— декоративно-прикладное искусство;
— изодеятельность;
— народные, эстрадные, спортивные, бальные танцы;
— фольклор;
— эстрадная песня;
— боевое искусство;
— искусство общения и т.д.
В Центре работают Образцовые детские коллективы:
— хореографический ансамбль «Карусель»;
— театр эстрадной песни «Веске»;
— ансамбль эстрадной современной хореографии «Мираж»
— студия бальных танцев «Фестиваль»;
— многопрофильный фольклорный ансамбль «Волгодонские узоры»;
— фольклорный ансамбль «Забавушка»;
художественные коллективы:
— студия эстрадно-спортивного танца «Калейдоскоп»;
— студия восточного танца «Грация» и др.
Учреждение объединяет в своих коллективах около 3,5 тысяч учащихся в возрасте от 3 до 18 лет.
Открытость Центра детского творчества как социально-педагогического института проявляется в его доступности для детей с различным интеллектуальным уровнем – одарённых и имеющих проблемы в развитии, детей-инвалидов и с отклонениями в поведении. ЦДТ посещают дети из разных слоёв общества, так как он оказывает довольно широкий спектр образовательных, досуговых, информационных, оздоровительных и других услуг на бесплатной основе, позволяя получать дополнительное образование детям из малообеспеченных семей, осуществляя их социальную защиту.
В структуре Центра пять структурных подразделений – детских клубов по месту жительства, которые размещены в разных микрорайонах города. Учреждение сотрудничает с 31 образовательным учреждением города, учреждениями культуры, СУЗами и ВУЗами. В ЦДТ работают 88 педагогов, 12 из которых имеют высшую категорию, 25 – первую, 20 – вторую, 4 педагога являются «Отличниками народного просвещения».
Центр детского творчества имеет высшую категорию и является опорным учреждением в системе образования г.Волгодонска по художественно-эстетическому направлению и инновационным формам учебно-воспитательной работы.
Воспитанники Центра являются лауреатами, призёрами и победителями многих престижных конкурсов и фестивалей, начиная от городского уровня до международного. Географией выступлений коллективов Центра служат площадки Волгодонского района Ростовской области до концертных площадок Болгарии, Франции.
С сентября 2006 года по декабрь 2009 года Центр детского творчества являлся городской экспериментальной площадкой по теме: «Модель организации деятельности ЦДТ как основа построения социокультурного пространства города Волгодонска, направленного на развитие творческой личности». Результатом деятельности коллектива в рамках заявленной темы стала разработка модели организации деятельности ЦДТ, которая включает в себя различные направления работы, способствующие расширению социокультурного пространства города Волгодонска. В ходе экспериментальной деятельности были построены механизмы взаимодействия с различными социальными институтами, созданы новые программы и проекты, которые способствуют объединению образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта города Волгодонска, привлечению педагогических работников, детей, подростков, родителей к творческой, досуговой, общественной деятельности.
Созданная модель организации деятельности ЦДТ требует более длительной апробации и детальной проработки.
Принимая во внимание, что ЦДТ имеет:
-
сложившийся опыт работы по данному направлению;
-
хорошую учебную и материальную базу;
-
многопрофильный и многосторонний характер деятельности Центра;
-
наличие методически грамотных педагогов по различным аспектам социально-воспитательной деятельности, способных оказывать практическую помощь не только детям и их родителям, но и педагогам-воспитателям, классным руководителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогической общественности города;
-
функционирование филиалов Центра в ряде школ города и клубах по месту жительства;
-
тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, молодёжными, казачьими, ветеранскими организациями;
-
налаженные связи Центра с научно-педагогическими учреждениями Волгодонска и Ростова-на-Дону (ИПК и ПРО, ВФ ТГПУ, ВПК);
-
Центр детского творчества давно является организатором культурно-досуговой деятельности в Волгодонске, массовых праздников и гуляний для детей, подростков, а также взрослого населения, вызрела идея дальнейшей работы по заявленной теме.
Основные проблемы, на решение которых
направлена инновационная деятельность педагогического коллектива
В городе Волгодонске реально существуют следующие противоречия:
-
между декларируемыми гуманистическими целями воспитания и развития детей в условиях образовательных учреждений и негативным влиянием социокультурного окружения;
-
между растущими потребностями детей и их родителей в дополнительных образовательных услугах и ограниченными возможностями отдельно взятого образовательного учреждения в их удовлетворении;
-
между заявленными целями молодёжной политики в Волгодонске, предполагающей скоординированность усилия, особенно в сфере внешкольной и досуговой деятельности, и относительной автономностью образовательно-воспитательных учреждений, а также отсутствием со стороны городского отдела по работе с молодёжью межведомственного механизма регулирования связей между различными учреждениями, организациями, ведомствами в сфере досуга и социального воспитания подростков;
-
между ограниченными методическими возможностями организаторов внеклассной работы общеобразовательных школ в проведении разнообразной культурно-воспитательной работы с учащимися во внеурочное время и не использующимся творческим потенциалом педагогов дополнительного образования Центра для этих целей.
В этой связи главная проблема реализации планируемого инновационного проекта заключается в отработке механизмов взаимодействия всех субъектов образовательной, воспитательной деятельности, определении целостного содержания и приоритетов развития социокультурного пространства, а также роли и места Центра детского творчества в стратегии расширения социокультурного пространства г. Волгодонска, способствующих становлению социально активной творческой личности.
Основные стратегические подходы в реализации проекта
Исходя из возникших проблем в профессиональной управленческой деятельности, определяется необходимость обновления содержания деятельности учреждения, направленного на реализацию следующих стратегических линий:
-
Определение совокупности образовательных, культурных, физкультурно-оздоровительных и других учреждений, участвующих в реализации проекта
-
Выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров.
-
Установление запросов, потребностей и ожиданий учащихся, родителей, педагогов на дополнительные образовательные услуги, деятельность секций, кружков, студий, объединений, на проведение праздников, конкурсов, фестивалей и участия в них.
-
Совершенствование работы информационного ресурсного центра.
-
Разработка нормативно-правовой базы деятельности ЦДТ как основы построения социокультурного комплекса.
-
Разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать с ЦДТ в работе по построению и расширению социокультурного комплекса.
-
Создание координационного совета как коллегиального органа управления жизнедеятельностью социокультурного комплекса.
-
Разработка и реализация программы совместных действий по формированию социокультурного пространства города.
-
Разработка общегородских комплексно-социальных и культурно-образовательных проектов, досуговых и игровых программ, направленных на отдых и оздоровление детей. Проведение разнообразных праздников, развивающих творческую деятельность детей, социальную инициативу, работу по самообразованию и профессиональному самоопределению.
-
Оказание методического содействия в разработке содержания и основных направлений деятельности детских общественных организаций, создаваемых в микрорайонах города.
Раздел II
Содержание инновационного проекта
2. 1.
Цели, задачи, этапы реализации инновационного проекта
Для разрешения вышеизложенных противоречий и главной проблемы инновационного проекта, определены:
Гипотеза инновационного проекта
если организовать деятельность Центра детского творчества, как объединяющего и координирующего, в рамках единого социокультурного пространства города Волгодонска, то возможно максимально эффективно обеспечить условия для становления социально активной творческой личности, жизненной и профессиональной её самореализации, духовно-нравственного развития.
Объект исследования:
современное образовательное и социокультурное пространство города Волгодонска.
Предмет исследования: педагогические условия организации деятельности МОУ ДОД Центра детского творчества высшей категории.
Цель:
организация деятельности ЦДТ, направленной на расширение социокультурного пространства города Волгодонска, способствующей становлению социально активной творческой личности.
Задачи инновационного проекта:
-
Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования деятельности ЦДТ, как модели социокультурного комплекса.
-
Обеспечить широкое взаимодействие с социумом в ракурсе поиска и апробации механизмов обеспечения содержательной и организационной целостности общего и дополнительного образования в условиях создания культуросообразного пространства жизнедеятельности детей, подростков и молодёжи.
-
Совершенствовать содержание дополнительного образования, формы и методы работы с обучающимися в аспекте освоения духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своей Родины, своего народа, как условия их жизненной и творческой самореализации.
-
Оптимизировать систему методической помощи и поддержки педагогов дополнительного образования, воспитателей, классных руководителей, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе.
Методы исследования для оценки эффективности и результативности инновационной деятельности
-
мониторинговые исследования;
-
метод экспертной оценки;
-
психологическая диагностика;
-
методы сравнения и анализа.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2010г. – август 2013г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – аналитико-проектировочный (сентябрь 2010- август 2011)
Задачи:
-
провести теоретическое осмысление проблемы, осуществить концептуализацию построения единого социокультурного пространства;
-
разработать программу и план деятельности ЦДТ по основным направлениям инновационного проекта.
-
осуществить диагностические процедуры и измерения по разработанным показателям, проанализировать накопительный статистический, эмпирический, исследовательский материал;
-
скорректировать работу управленческих структур, призванных обеспечить реализацию проекта и способствовать повышению образования и воспитания детей и учащейся молодёжи города Волгодонска в муниципальном едином социокультурном пространстве.
2 этап – организационно-практический (сентябрь 2011 – август 2012)
Задачи:
-
разработать в соответствии с концепцией инновационного проекта комплекс разнообразных программ и проектов (культурно-оздоровительных, социально-воспитательных, развивающих, досуговых и т.д.) и внедрить их в практику образовательных учреждений Волгодонска;
-
совершенствовать механизм взаимодействия ЦДТ с учреждениями и организациями, входящими в социокультурный комплекс;
-
провести исследования по всем направлениям инновационного проекта (содержание, технологии, управление) и внедрить их в практику образовательных учреждений города Волгодонска;
-
оптимизировать все элементы управленческой деятельности в аспекте повышения роли Центра детского творчества в едином социокультурном пространстве города.
3 этап – обобщающий (сентябрь 2012 – август 2013)
Задачи:
-
провести итоговую экспертизу деятельности Центра детского творчества и подготовить научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме;
-
издать концептуальные, программно-методические и исследовательские материалы.
2.2.
Комплекс мероприятий
по реализации инновационного проекта
Этап |
Мероприятия |
Аналитико-проектировочный (сентябрь 2010 — август 2011)
|
— Определение уровня сформированности социальной активности личности (педагогов, воспитанников);
|
Организационно-практический (сентябрь 2011 – август 2012)
|
— Определение уровня сформированности социальной активности воспитанников; — Рейтинг профессиональных достижений педагогов — Рейтинг взаимодействия ЦДТ с социумом
|
Обобщающий (сентябрь 2012 – август 2013) |
|
2.3.
Перспективы реализации проекта
Прогнозируемые результаты:
-
Увеличение численности детей, вовлечённых в детское творчество, активную образовательную и досуговую деятельность как в ЦДТ, так и других образовательных учреждениях.
-
Рост позитивных показателей качества общего и дополнительного образования, числа участников олимпиад, научно-практических конференций, фестивалей, творческих конкурсов и т.д.
-
Повышение общей культуры детей, широты социокультурных интересов учащихся, снижение уровня криминальности и асоциального поведения.
-
Развитие этнокультурных и духовно-нравственных традиций Донского края среди молодёжи и взрослого населения.
-
Развитие гражданских и патриотических качеств у детей и подростков.
-
Более эффективное использование социокультурной инфраструктуры города в культурно-воспитательных целях для потребностей образовательных учреждений.
-
Становление социальной активности детей и учащейся молодёжи в условиях организации и проведения социально-значимых и общественно-полезных акций для жителей города.
-
Создание комплекса научно-методических и программных разработок для ОУ города, позволяющих повысить эффективность их взаимодействия в обучении и воспитании детей.
-
Описание опыта функционирования модели организации деятельности ЦДТ как основы построения социокультурного пространства города Волгодонска, направленного на развитие творческой личности.
-
Создание комплекта нормативно-управленческой документации, регламентирующей деятельность ЦДТ в новых условиях.
-
Рост творческого потенциала, педагогической культуры и профессиональной квалификации педагогов ЦДТ.
-
Издание концептуальных, программно-методических материалов инновационной деятельности.
Основными показателями эффективности реализации инновационного образовательного проекта будут:
-
Сформированность социальной активности личности воспитанников
-
Нравственное развитие воспитанников
-
Удовлетворённость жизнедеятельностью в ЦДТ (дети, родители, педагоги)
-
Участие воспитанников в мероприятиях городского, областного, зонального Российского и др.значения (конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, волонтёрские движения и т.п.)
-
Расширение и укрепление социальных связей ЦДТ.
Риски:
-
Низкая мотивация социума к реализации программы образовательного проекта.
-
Недостаточный уровень компетентности педагогов образовательных учреждений в вопросах становления социально активной, творческой личности в условиях расширенного социокультурного пространства г.Волгодонска.
-
подготовленность педагогов дополнительного образования к овладению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.
Способы коррекции и компенсации возможных рисков
Грамотные управленческие действия должны минимизировать данные риски. Муниципальные органы управления образованием, методисты и педагоги образовательных учреждений г. Волгодонска, обладают достаточным опытом и ресурсами, чтобы обеспечить:
-
Мотивацию социума к поддержке МОУ ДОД Центра детского творчества в вопросах системного взаимодействия в рамках реализации проекта.
-
Целенаправленность и чёткость деятельности по созданию эффективных организационно-педагогических условий для системного планирования и реализации деятельности по становлению социально активной творческой личности в условиях тесного сотрудничества учреждений социокультурного комплекса.