Инновационный образовательный проект Становление социально активной, творческой личности в условиях расширенного социокультурного пространства города Волгодонска

 

 

 

Введение

В настоящее время перед российским обществом остро стоит вопрос адаптации существующих реалий социокультурной сферы под требования современных темпов развития мирового сообщества. Интенсивно меняющиеся условия социальной и экономической жизни ставят перед каждым человеком задачи непрерывного и постоянного профессионального, социального и личностного роста и развития. Процесс трансформации уровня общественного развития сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблему социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни.

Ввиду интеграции культур и конфессиональных направлений, перед обществом стоит задача формирования у личности ценностного стержня, который будет опираться на общечеловеческие ценности, обеспечивающие как благополучное существование самой личности, так и успешное, эффективное её взаимодействие со всеми субъектами социума.

В связи с этим, возрастает роль социальных институтов, реализующих основные принципы современной социальной педагогики и проводящих непосредственно с разными слоями населения, в том числе взрослого, молодёжи и детей, работу по повышению личностных адаптационных способностей и актуализации личностного потенциала устойчивого развития человека.

В условиях обновления российского образования особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей, наиболее полноценно и эффективно реализующих потенциал свободного времени детей, способных удовлетворить запросы социальной политики и существенно расширяющих традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Дополнительное образование сегодня является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, так как именно оно в определённой мере компенсирует негативные и использует позитивные возможности, которые несёт с собой процесс реформ, создаёт новые возможности, прежде всего для того, чтобы человек проявил свою индивидуальность. Это означает для образовательных учреждений необходимость нового осознания и переосмысливания своих функций и ответственности.

В контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения перед дополнительным образованием ставится задача развития потенциала каждого человека к самореализации в культуре нации, который позволит выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи, становиться личностью, самоопределяться и саморазвиваться.

В связи с этим поставлена задача активизации социально-воспитательной деятельности образовательных учреждений, объединения усилий всех субъектов воспитания детей и подростков. Эта задача выглядит особенно актуальной для небольших городов, каким является город Волгодонск, которые находятся в достаточной отдалённости от областных и федеральных центров.

 

Раздел I

Анализ ситуации и основные концептуальные

идеи инновационного проекта

 

1.1.

Анализ особенностей образовательной среды и проблем развития

 

Многопрофильное Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества осуществляет образовательную деятельность по четырём направлениям: художественно-эстетическому, культурологическому, физкультурно-спортивному, социально-педагогическому. Спектр образовательных услуг представлен 33 видами деятельности:

— декоративно-прикладное искусство;

— изодеятельность;

— народные, эстрадные, спортивные, бальные танцы;

— фольклор;

— эстрадная песня;

— боевое искусство;

— искусство общения и т.д.

В Центре работают Образцовые детские коллективы:

— хореографический ансамбль «Карусель»;

— театр эстрадной песни «Веске»;

— ансамбль эстрадной современной хореографии «Мираж»

— студия бальных танцев «Фестиваль»;

— многопрофильный фольклорный ансамбль «Волгодонские узоры»;

— фольклорный ансамбль «Забавушка»;

художественные коллективы:

— студия эстрадно-спортивного танца «Калейдоскоп»;

— студия восточного танца «Грация» и др.

Учреждение объединяет в своих коллективах около 3,5 тысяч учащихся в возрасте от 3 до 18 лет.

Открытость Центра детского творчества как социально-педагогического института проявляется в его доступности для детей с различным интеллектуальным уровнем – одарённых и имеющих проблемы в развитии, детей-инвалидов и с отклонениями в поведении. ЦДТ посещают дети из разных слоёв общества, так как он оказывает довольно широкий спектр образовательных, досуговых, информационных, оздоровительных и других услуг на бесплатной основе, позволяя получать дополнительное образование детям из малообеспеченных семей, осуществляя их социальную защиту.

В структуре Центра пять структурных подразделений – детских клубов по месту жительства, которые размещены в разных микрорайонах города. Учреждение сотрудничает с 31 образовательным учреждением города, учреждениями культуры, СУЗами и ВУЗами. В ЦДТ работают 88 педагогов, 12 из которых имеют высшую категорию, 25 – первую, 20 – вторую, 4 педагога являются «Отличниками народного просвещения».

Центр детского творчества имеет высшую категорию и является опорным учреждением в системе образования г.Волгодонска по художественно-эстетическому направлению и инновационным формам учебно-воспитательной работы.

Воспитанники Центра являются лауреатами, призёрами и победителями многих престижных конкурсов и фестивалей, начиная от городского уровня до международного. Географией выступлений коллективов Центра служат площадки Волгодонского района Ростовской области до концертных площадок Болгарии, Франции.

С сентября 2006 года по декабрь 2009 года Центр детского творчества являлся городской экспериментальной площадкой по теме: «Модель организации деятельности ЦДТ как основа построения социокультурного пространства города Волгодонска, направленного на развитие творческой личности». Результатом деятельности коллектива в рамках заявленной темы стала разработка модели организации деятельности ЦДТ, которая включает в себя различные направления работы, способствующие расширению социокультурного пространства города Волгодонска. В ходе экспериментальной деятельности были построены механизмы взаимодействия с различными социальными институтами, созданы новые программы и проекты, которые способствуют объединению образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта города Волгодонска, привлечению педагогических работников, детей, подростков, родителей к творческой, досуговой, общественной деятельности.

Созданная модель организации деятельности ЦДТ требует более длительной апробации и детальной проработки.

Принимая во внимание, что ЦДТ имеет:

  • сложившийся опыт работы по данному направлению;

  • хорошую учебную и материальную базу;

  • многопрофильный и многосторонний характер деятельности Центра;

  • наличие методически грамотных педагогов по различным аспектам социально-воспитательной деятельности, способных оказывать практическую помощь не только детям и их родителям, но и педагогам-воспитателям, классным руководителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогической общественности города;

  • функционирование филиалов Центра в ряде школ города и клубах по месту жительства;

  • тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, молодёжными, казачьими, ветеранскими организациями;

  • налаженные связи Центра с научно-педагогическими учреждениями Волгодонска и Ростова-на-Дону (ИПК и ПРО, ВФ ТГПУ, ВПК);

  • Центр детского творчества давно является организатором культурно-досуговой деятельности в Волгодонске, массовых праздников и гуляний для детей, подростков, а также взрослого населения, вызрела идея дальнейшей работы по заявленной теме.

 

Основные проблемы, на решение которых

направлена инновационная деятельность педагогического коллектива

 

В городе Волгодонске реально существуют следующие противоречия:

  • между декларируемыми гуманистическими целями воспитания и развития детей в условиях образовательных учреждений и негативным влиянием социокультурного окружения;

  • между растущими потребностями детей и их родителей в дополнительных образовательных услугах и ограниченными возможностями отдельно взятого образовательного учреждения в их удовлетворении;

  • между заявленными целями молодёжной политики в Волгодонске, предполагающей скоординированность усилия, особенно в сфере внешкольной и досуговой деятельности, и относительной автономностью образовательно-воспитательных учреждений, а также отсутствием со стороны городского отдела по работе с молодёжью межведомственного механизма регулирования связей между различными учреждениями, организациями, ведомствами в сфере досуга и социального воспитания подростков;

  • между ограниченными методическими возможностями организаторов внеклассной работы общеобразовательных школ в проведении разнообразной культурно-воспитательной работы с учащимися во внеурочное время и не использующимся творческим потенциалом педагогов дополнительного образования Центра для этих целей.

В этой связи главная проблема реализации планируемого инновационного проекта заключается в отработке механизмов взаимодействия всех субъектов образовательной, воспитательной деятельности, определении целостного содержания и приоритетов развития социокультурного пространства, а также роли и места Центра детского творчества в стратегии расширения социокультурного пространства г. Волгодонска, способствующих становлению социально активной творческой личности.

 

Основные стратегические подходы в реализации проекта

 

Исходя из возникших проблем в профессиональной управленческой деятельности, определяется необходимость обновления содержания деятельности учреждения, направленного на реализацию следующих стратегических линий:

  • Определение совокупности образовательных, культурных, физкультурно-оздоровительных и других учреждений, участвующих в реализации проекта

  • Выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров.

  • Установление запросов, потребностей и ожиданий учащихся, родителей, педагогов на дополнительные образовательные услуги, деятельность секций, кружков, студий, объединений, на проведение праздников, конкурсов, фестивалей и участия в них.

  • Совершенствование работы информационного ресурсного центра.

  • Разработка нормативно-правовой базы деятельности ЦДТ как основы построения социокультурного комплекса.

  • Разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать с ЦДТ в работе по построению и расширению социокультурного комплекса.

  • Создание координационного совета как коллегиального органа управления жизнедеятельностью социокультурного комплекса.

  • Разработка и реализация программы совместных действий по формированию социокультурного пространства города.

  • Разработка общегородских комплексно-социальных и культурно-образовательных проектов, досуговых и игровых программ, направленных на отдых и оздоровление детей. Проведение разнообразных праздников, развивающих творческую деятельность детей, социальную инициативу, работу по самообразованию и профессиональному самоопределению.

  • Оказание методического содействия в разработке содержания и основных направлений деятельности детских общественных организаций, создаваемых в микрорайонах города.

 

Раздел II

Содержание инновационного проекта

2. 1.

Цели, задачи, этапы реализации инновационного проекта

 

Для разрешения вышеизложенных противоречий и главной проблемы инновационного проекта, определены:

Гипотеза инновационного проекта

если организовать деятельность Центра детского творчества, как объединяющего и координирующего, в рамках единого социокультурного пространства города Волгодонска, то возможно максимально эффективно обеспечить условия для становления социально активной творческой личности, жизненной и профессиональной её самореализации, духовно-нравственного развития.

Объект исследования:

современное образовательное и социокультурное пространство города Волгодонска.

Предмет исследования: педагогические условия организации деятельности МОУ ДОД Центра детского творчества высшей категории.

Цель:

организация деятельности ЦДТ, направленной на расширение социокультурного пространства города Волгодонска, способствующей становлению социально активной творческой личности.

Задачи инновационного проекта:

  1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования деятельности ЦДТ, как модели социокультурного комплекса.

  2. Обеспечить широкое взаимодействие с социумом в ракурсе поиска и апробации механизмов обеспечения содержательной и организационной целостности общего и дополнительного образования в условиях создания культуросообразного пространства жизнедеятельности детей, подростков и молодёжи.

  3. Совершенствовать содержание дополнительного образования, формы и методы работы с обучающимися в аспекте освоения духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своей Родины, своего народа, как условия их жизненной и творческой самореализации.

  4. Оптимизировать систему методической помощи и поддержки педагогов дополнительного образования, воспитателей, классных руководителей, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе.

 

Методы исследования для оценки эффективности и результативности инновационной деятельности

  • мониторинговые исследования;

  • метод экспертной оценки;

  • психологическая диагностика;

  • методы сравнения и анализа.

 

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2010г. – август 2013г.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитико-проектировочный (сентябрь 2010- август 2011)

Задачи:

  • провести теоретическое осмысление проблемы, осуществить концептуализацию построения единого социокультурного пространства;

  • разработать программу и план деятельности ЦДТ по основным направлениям инновационного проекта.

  • осуществить диагностические процедуры и измерения по разработанным показателям, проанализировать накопительный статистический, эмпирический, исследовательский материал;

  • скорректировать работу управленческих структур, призванных обеспечить реализацию проекта и способствовать повышению образования и воспитания детей и учащейся молодёжи города Волгодонска в муниципальном едином социокультурном пространстве.

 

2 этап – организационно-практический (сентябрь 2011 – август 2012)

Задачи:

  • разработать в соответствии с концепцией инновационного проекта комплекс разнообразных программ и проектов (культурно-оздоровительных, социально-воспитательных, развивающих, досуговых и т.д.) и внедрить их в практику образовательных учреждений Волгодонска;

  • совершенствовать механизм взаимодействия ЦДТ с учреждениями и организациями, входящими в социокультурный комплекс;

  • провести исследования по всем направлениям инновационного проекта (содержание, технологии, управление) и внедрить их в практику образовательных учреждений города Волгодонска;

  • оптимизировать все элементы управленческой деятельности в аспекте повышения роли Центра детского творчества в едином социокультурном пространстве города.

 

3 этап – обобщающий (сентябрь 2012 – август 2013)

Задачи:

  • провести итоговую экспертизу деятельности Центра детского творчества и подготовить научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме;

  • издать концептуальные, программно-методические и исследовательские материалы.

 

2.2.

Комплекс мероприятий

по реализации инновационного проекта

 

Этап

Мероприятия

Аналитико-проектировочный (сентябрь 2010 — август 2011)

 

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов и других документов

  • Создание координационного совета

  • Разработка нормативно-правовой базы деятельности ЦДТ как основы построения социокультурного комплекса.

  • Осуществление диагностических процедур и измерений:

— Определение уровня сформированности социальной активности личности (педагогов, воспитанников);

  • Анализ взаимодействия Центра с социумом г.Волгодонска и области

  • Разработка и внедрение модели социокультурного пространства ЦДТ

  • Систематизация воспитательной системы Центра в аспекте становления социально-активной творческой личности через расширение социокультурного пространства

  • Разработка программы реализации инновационного проекта

  • Разработка и внедрение Программы развития методической службы на 2010-2013 г.г.с учётом целевых ориентиров инновационного проекта

  • Разработка программы по взаимодействию коллектива с семьями воспитанников

  • Участие педагогов и воспитанников в конкурсах, научно-практических конференциях, проектных и других мероприятиях

  • Организация и проведение теоретических семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогов ЦДТ и др. образовательных учреждений

  • Пропаганда деятельности и образовательных услуг ЦДТ (публикации в газетах и журналах, разработка рекламных буклетов и др.)

Организационно-практический

(сентябрь 2011 – август 2012)

 

  • Разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать с ЦДТ в работе по построению и расширению социокультурного комплекса.

  • Осуществление диагностических процедур и измерений:

— Определение уровня сформированности социальной активности воспитанников;

— Рейтинг профессиональных достижений педагогов

— Рейтинг взаимодействия ЦДТ с социумом

  • Реализация программы инновационного образовательного проекта

  • Разработка и реализация совместных проектов внутри социокультурного комплекса

  • Внедрение программы по взаимодействию коллектива с семьями воспитанников

  • Реализация Программы развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2011-2012 уч.г.г.

  • Участие педагогов и воспитанников в конкурсах, научно-практических конференциях, проектных и других мероприятиях

  • Организация и проведение теоретических семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогов ЦДТ и др. образовательных учреждений

  • Популяризация деятельности и образовательных услуг ЦДТ (публикации в газетах, журналах, Интернет, разработка рекламных буклетов и др.)

Обобщающий

(сентябрь 2012 – август 2013)

  • Диагностика уровня сформированности социальной активности личности (педагогов и воспитанников)

  • Участие детей в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, благотворительных и волонтёрских движениях и т.п.

  • Реализация Программы развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2012-2013 уч. г.г.

  • Обобщение и популяризация опыта творческой деятельности педагогов учреждения по проблеме: «Становление социально активной, творческой личности в условиях расширенного социокультурного пространства г. Волгодонска»;

  • Подготовка информационных бюллетеней о передовом педагогическом опыте в сфере дополнительного образования

  • Анализ итогов реализации программы инновационного проекта

  • Обобщение результатов реализации инновационного проекта

 

2.3.

Перспективы реализации проекта

 

Прогнозируемые результаты:

    1. Увеличение численности детей, вовлечённых в детское творчество, активную образовательную и досуговую деятельность как в ЦДТ, так и других образовательных учреждениях.

    2. Рост позитивных показателей качества общего и дополнительного образования, числа участников олимпиад, научно-практических конференций, фестивалей, творческих конкурсов и т.д.

    3. Повышение общей культуры детей, широты социокультурных интересов учащихся, снижение уровня криминальности и асоциального поведения.

    4. Развитие этнокультурных и духовно-нравственных традиций Донского края среди молодёжи и взрослого населения.

    5. Развитие гражданских и патриотических качеств у детей и подростков.

    6. Более эффективное использование социокультурной инфраструктуры города в культурно-воспитательных целях для потребностей образовательных учреждений.

    7. Становление социальной активности детей и учащейся молодёжи в условиях организации и проведения социально-значимых и общественно-полезных акций для жителей города.

    8. Создание комплекса научно-методических и программных разработок для ОУ города, позволяющих повысить эффективность их взаимодействия в обучении и воспитании детей.

    9. Описание опыта функционирования модели организации деятельности ЦДТ как основы построения социокультурного пространства города Волгодонска, направленного на развитие творческой личности.

    10. Создание комплекта нормативно-управленческой документации, регламентирующей деятельность ЦДТ в новых условиях.

    11. Рост творческого потенциала, педагогической культуры и профессиональной квалификации педагогов ЦДТ.

    12. Издание концептуальных, программно-методических материалов инновационной деятельности.

Основными показателями эффективности реализации инновационного образовательного проекта будут:

      • Сформированность социальной активности личности воспитанников

      • Нравственное развитие воспитанников

      • Удовлетворённость жизнедеятельностью в ЦДТ (дети, родители, педагоги)

      • Участие воспитанников в мероприятиях городского, областного, зонального Российского и др.значения (конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, волонтёрские движения и т.п.)

      • Расширение и укрепление социальных связей ЦДТ.

Риски:

  1. Низкая мотивация социума к реализации программы образовательного проекта.

  2. Недостаточный уровень компетентности педагогов образовательных учреждений в вопросах становления социально активной, творческой личности в условиях расширенного социокультурного пространства г.Волгодонска.

  3. подготовленность педагогов дополнительного образования к овладению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

 

Способы коррекции и компенсации возможных рисков

 

Грамотные управленческие действия должны минимизировать данные риски. Муниципальные органы управления образованием, методисты и педагоги образовательных учреждений г. Волгодонска, обладают достаточным опытом и ресурсами, чтобы обеспечить:

 

  • Мотивацию социума к поддержке МОУ ДОД Центра детского творчества в вопросах системного взаимодействия в рамках реализации проекта.

  • Целенаправленность и чёткость деятельности по созданию эффективных организационно-педагогических условий для системного планирования и реализации деятельности по становлению социально активной творческой личности в условиях тесного сотрудничества учреждений социокультурного комплекса.

 

Comments are closed.

Яндекс.Метрика