Создание модели выявления и сопровождения воспитанников с признаками одаренности на интегративной основе

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

 

 

 

 

 

 

Инновационный образовательный проект

 

 

 

Создание модели

выявления и сопровождения

воспитанников с признаками одарённости

на интегративной основе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе российского общества работа с одаренными и талантливыми детьми рассматривается в качестве государственного приоритета и считается одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений. Социальный заказ общества к образованию на творчески одарённую личность обусловил повышение требований к его качеству. Эти требования находят отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.; Постановление Правительства РФ от 7.02.2011г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015г.г., Федеральной программе «Одаренные дети» до 2015г., Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Рабочей концепции одаренности» под ред. Д.Б. Богоявленской).

В условиях реформирования системы образования в ракурсе развития способностей и одарённости личности особая роль отводится учреждениям дополнительного образования. Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ [1]. Являясь особым образовательным институтом, дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности, по саморазвитию и самореализации ребёнка. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы всех детей, и особенно детей с признаками одарённости, используя потенциал их свободного времени.

Вместе с тем, анализ образовательных программ дополнительного образования, изучение состояния и тенденций обучения и воспитания в дополнительном образовании выявляет наряду с введением новых обучающих и развивающих технологий недостаточную профессиональную подготовленность педагогов к развитию одаренности детей, «усредненный» подход, не учитывающий их индивидуальность, недостаточность творческой системы, отсутствие практических приложений, проведения диагностики [2]. В связи с чем, система работы учреждений дополнительного образования по выявлению, сопровождению и поддержке детей, имеющих признаки одарённости, требует инновационных преобразований. Актуализируется необходимость создания новой структурной модели педагогического обеспечения многопрофильного учреждения дополнительного образования детей в аспекте создания специальных научных и организационно-педагогических условий: диагностических и образовательных программ, интегрированных технологий, форм и средств индивидуального и дифференцированного обучения, учёта возрастных и личностных особенностей детей, тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Раздел I

Анализ ситуации и основные концептуальные

идеи инновационного проекта

 

1.1.

Анализ особенностей образовательной среды и проблем развития

 

МОУ ДОД Центр детского творчества высшей категории города Волгодонска — учреждение дополнительного образования детей, многопрофильный образовательный комплекс, функционирующий как открытая социально-педагогическая система. В 2012 учебном году в Центре функционируют более 60 творческих объединений, в которых обучается 3622 воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет, разных интересов и стартовых возможностей

Пакет дополнительных образовательных услуг состоит из 98 образовательных программ для детей г.Волгодонска, программы реализуются по 4 направлениям деятельности:

  • художественно-эстетическое – 59 (68%) программ;

  • культурологическое — 12 (10%) программ;

  • социально-педагогическое – 14 (7,4) программ;

— физкультурно-спортивное — 13 (14,6%) программ.

Все образовательные программы Центра детского творчества ориентированы на компетентностный подход. Уже изначально эти программы являются профессионально ориентированными. Ежегодно выпускники творческих объединений Центра поступают учиться в среднеспециальные и высшие учебные заведения. В учреждении функционируют эстетический, художественный, социально-педагогический отделы.

Спектр образовательных услуг представлен 33 видами деятельности (декоративно-прикладное искусство, изо – деятельность, народные, эстрадные, спортивные, бальные танцы, фольклор, эстрадная песня, боевое искусство, искусство общения и т.д.)

В Центре работают Образцовые детские коллективы:

— хореографический ансамбль «Карусель»;

— театр эстрадной песни «Веске»;

— ансамбль эстрадной современной хореографии «Мираж»

— студия бальных танцев «Фестиваль»;

— многопрофильный фольклорный ансамбль «Волгодонские узоры»;

— фольклорный ансамбль «Забавушка»;

художественные коллективы:

— студия эстрадно-спортивного танца «Калейдоскоп» и др.

В структуре Центра детского творчества — пять структурных подразделений – детских клубов по месту жительства, которые размещены в разных микрорайонах города. Учреждение сотрудничает с 31 образовательным учреждением города, учреждениями культуры, СУЗами и ВУЗами. В МОУ ДОД Центре детского творчества работают специалисты следующих должностных категорий (таблица 1)

таблица 1

Зам.

директора

Зав.

отделами

Методисты

 

Педагог-психолог

Социальный

педагог

Педагогический коллектив

Педагоги

дополнительного

образования

Инструкторы

по спорту

 

Педагоги- -организаторы

3

3

4

1

1

64/19

3

12

Среди педагогических работников 21 педагог высшей категории, 23 — первой, 21 — второй категории. В составе педагогического коллектива ЦДТ — Заслуженный учитель Российской Федерации, 2 Почетных работника общего образования Российского образования, 3 Отличника народного просвещения, 10 – награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, 14 человек — Почетными грамотами и Благодарственными письмами министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

Образовательный уровень кадрового состава соответствует квалификационным требованиям, отмечается стабильность кадрового состава учреждения и достаточный уровень методического обеспечения образовательного процесса. Педагоги Центра неоднократно становились победителями и призерами городских, областных, Всероссийских профессиональных конкурсов «Сердце отдаю детям».

Центр детского творчества является опорным учреждением в системе образования г. Волгодонска по художественно-эстетическому направлению и инновационным формам учебно-воспитательной работы. Основной целью деятельности Центра детского творчества является развитие природных склонностей детей, воспитание личности, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию. Эта цель осуществляется посредством учебно-воспитательного процесса, в ходе которого осуществляются образовательные задачи:

  • обеспечение широкого спектра различных направлений, видов, форм образования, социокультурной, здоровьесберегающей и досуговой деятельности;

  • организация программно-методического обеспечения и проектирование индивидуального развития обучающихся;

  • дифференциация детей по интересам, использование интересов детей как главной мотивационной базы в обучении;

  • внедрение личностно-ориентированных технологий, направленных на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных в каждом индивидууме;

  • педагогическая поддержка всех категорий детей: одаренных и талантливых ребят, детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков «группы риска», обеспечение их творческой самореализации.

Решение поставленных задач неразрывно связано с процессом воспитания. Коллектив Центра определяет воспитание как органичную составляющую педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Этот подход отображает Концепция воспитательной системы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества высшей категории, которая разработана и реализуется с 2011 года (на 5 всероссийском конкурсе воспитательных программ Концепция получила диплом 1 степени).

На основании идей, сформулированных данным документом, в учреждении выстраивается структура особого образовательного пространства, в котором одним из целевых ориентиров является создание условий для выявления и поддержки интеллектуально и творчески одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Работа педагогического коллектива Центра детского творчества строится по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое сопровождение детей;

  • индивидуально – коррекционная, развивающая работа;

  • организационно-педагогическая работа с детьми, родителями

  • работа с педагогическими кадрами.

Направление психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, включает два этапа:

    1. диагностический, целью которого является выявление детей с признаками одарённости, систематическое отслеживание личностного развития ребёнка.

На этом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Это позволяет выделить конкретных детей для более углубленных индивидуальных психолого-педагогических исследований.

Однако, анализируя деятельность Центра в данном направлении, необходимо констатировать, что, раскрывая содержание психолого-педагогической диагностики в учреждении, которая строится на использовании традиционных психометрических тестах (в виде тестов интеллекта и тестов креативности), на сегодняшний день не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одарённого ребёнка. По существу, любая форма отбора (селективная) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одарённости вообще и интеллектуальной либо творческой одарённости в частности [3]. Таким образом, актуализируются вопросы по изменению подходов в Центре детского творчества к диагностике одарённости. С одной стороны, возникает потребность в подборе широкого спектра психометрических тестов для работы с одарёнными детьми, с другой – в пересмотре стратегии использования диагностических методик.

    1. Выбор индивидуальной траектории творческого развития одаренных детей.

На втором этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам дополнительного образования, задача которых – создать педагогические условия для углубления и реализации способностей воспитанников.

Для достижения более высоких результатов качества образовательной деятельности с детьми, имеющими признаки одарённости, администрация Центра ежегодно выделяет индивидуальные часы педагогам дополнительного образования, работающим с данной категорией детей. Педагогами разрабатываются индивидуальные маршруты, включающие в себя более сложные дополнительные материалы по развитию творческих способностей детей, коммуникативных и личностных качеств, как базовые условия для подготовки воспитанников к проектной, исследовательской деятельности и их социальной адаптации. Индивидуальный маршрут составляется совместно с ребёнком и родителями (или лицами их заменяющих) с целью оптимального взаимодействия в достижении наилучшего результата. Социальным педагогом проводится анкетирование родителей по определению социального статуса семьи, по результатам которого заполняются социально-психологические карты наблюдения одарённых детей.

Педагогический опыт Центра по ведению данных маршрутов показал, что некоторые дети проявляют свои способности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Поэтому возникает необходимость включения в сопровождение детей с признаками одарённости других специалистов Центра или других учреждений.

По результатам анализа диагностических данных в учреждении проводится развивающая, индивидуально — коррекционная работа.

ВЦентре детского творчества и его структурных подразделениях осуществляется психолого-педагогическая поддержка детей с признаками одарённости, имеющих проблемы в психологическом развитии. В этом направлении психологом и социальным педагогом организуются консультации, проводятся тренинги, направленные на решение конкретных личностных проблем (тренинг уменьшения уровня тревожности, тренинг формирования уверенности в себе, тренинг самопрезентации, тренинг развития лидерских и коммуникативных навыков и др.)

В учреждении ведётся и ежеквартально заполняется банк данных одарённых детей. Осуществляя анализ его показателей можно констатировать, что число воспитанников с признаками одарённости ежегодно увеличивается (таблица 2).

таблица 2

 

Анализ роста числа воспитанников

с признаками одарённости в МОУ ДОД Центре детского творчества

 

 

учебный год

количество воспитанников

в МОУ ДОД Центре детского творчества

количество одаренных воспитанников

2009 -2010

3622

66

2010 -2011

3622

104

2011 -2012

3622

112

 

Организационно-педагогическая работа с одарёнными детьмив МОУ ДОД Центре детского творчества направлена на создание условий для реализации способностей и презентации детских достижений в художественной, эстетической, интеллектуальной деятельности.

Процесс обучения и воспитания в Центре строится на основе совместного труда, творчества и общения. Занятия в детских творческих объединениях наполнены практико-деятельностным содержанием.

Учитывая тот факт, что одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среде, система работы педагогов Центра ориентирована на ребёнка, его внутренние мотивы, устремления, потребности и намерения. Вариативность творческой реализации личности в Центре обеспечивается предоставлением множества пространств с целью осуществления пробы своих сил – организация профессиональных проб (т/о «Гармония» — медицинская, психологическая профориентация), возможность самораскрытия в различных творческих объединениях через индивидуальные образовательные проекты, участие в исследовательской деятельности, дебатах, тренингах и др.

Наряду с обучением по индивидуальным образовательным маршрутам, в Центре постоянно организуется досугово — воспитательная деятельность, проведение массовых мероприятий, где наряду с самопрезентацией детских достижений осуществляется раннее выявление, идентификация детей со скрытой формой одарённости.

Ежегодно Центр детского творчества проводит свыше 50–ти мероприятий (таблица 3), большая их часть является социально-ориентированными. Сложившаяся система воспитательных мероприятий включает:

— организацию мероприятий внутри отдельных творческих объединений,

— внутриучрежденческих мероприятий,

— городских, открытых мероприятий,

— организацию участия в областных и всероссийских мероприятиях.

таблица 3

Количество мероприятий, организованных и проведенных

МОУ ДОД Центра детского творчества за 4 года

 

Уровень

мероприятий

2008-2009уч. год

2009-2010уч. год

2010-2011уч. год

2011-2012уч. год

городской

9

8

30

36

зональные

2

1

1

1

областной

2

2

1

1

всероссийский

всего

13

11

32

38

 

Традиционными мероприятиями для Центра стали «Посвящение в Центрята», ежегодный отчётный концерт «Формула успеха» с номинированием отличившихся воспитанников по итогам каждого учебного года. Ежегодно Центр детского творчества является организатором мероприятий муниципального и зонального уровней, в которых участвуют дети Центра детского творчества, других образовательных учреждений города и близлежащих территорий, таких как: открытая научно-практическая конференция Академия юных исследователей в направлении Творчество юных, секции «Искусство», «Фольклор и этнография»; «Посвящение в пешеходики», «Декада инвалидов», Фестиваль «Детство — чудные года, детство – праздник навсегда», собирающие ежегодно около тысячи участников. Высокая эффективность воспитательно-образовательного процесса подтверждается результатами воспитанников и педагогов (таблица 4).

таблица 4

Динамика роста побед, воспитанников Центра детского творчества

в фестивалях различного уровня

 

Года обучения

Областной уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

I место

II место

III место

I место

II место

III место

I место

II место

III место

2007-2008

12

6

4

2

1

1

4

5

9

2008-2009

8

2

3

3

1

1

3

0

0

2009-2010

7

6

3

4

3

8

8

3

7

2010-2011

14

7

5

7

8

2

6

4

8

2011-2012

24

16

12

8

11

6

4

4

6

 

Осуществляя анализ образовательной среды МОУ ДОД Центра детского творчества в аспекте сопровождения детей с признаками одарённости, необходимо отметить, что учреждение, являясь областной инновационной площадкой, реализуя проект «Организация деятельности Центра детского творчества, направленной на расширение социокультурного пространства города Волгодонска, способствующей становлению социально активной творческой личности» с 2010 года, системно осуществляет широкое взаимодействие с социумом. Работу Центра детского творчества сегодня невозможно представить без тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, учреждениями культуры и социальной сферы. На протяжении ряда лет творческие контакты связывают нас со школами города. Это, прежде всего лицеи №16, 24, «Политек», школы № 15,22,13,9,школа-интернат №2, 14 интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, детскими садами «Одуванчик», «Дружба», «Золотой ключик», «Уголек». Мы сотрудничаем с детской библиотекой, музеем и др.

В процессе реализации проекта и на основе результатов мониторинга, можно констатировать, что в условиях создания культуросообразного пространства жизнедеятельности детей и подростков Центра, содержательной и организационной целостности общего и дополнительного образования, отмечается эффективная идентификация и поддержка детей с признаками одарённости.

Конечно, в реализации всех направлений деятельности по выявлению и сопровождению одарённых детей, огромную роль играет личность педагога.

Работа с педагогическими кадрами, в данном контексте выступает как одно из основополагающих. Рассматривая кадровый потенциал, как основной компонент качества образовательной деятельности в аспекте организации образовательной деятельности с одарёнными детьми, методическая служба осуществляет обучающую работу с педагогическими кадрами, направленную на развитие творческой личности педагога как субъекта профессиональной деятельности, способной к выбору собственных педагогических целевых ориентиров и установок в контексте инновационных подходов в работе с детьми, имеющих признаки одарённости.

Результатом глубокой работы в данном направлении стало яркое проявление педагогов, которые проявляют способность к самостоятельному поиску идей в работе с одарёнными детьми, нестандартному их решению, анализу и рефлексии. Так в творческом объединении «Луч» (педагог дополнительного образования Т.А.Колчева), творческом объединении «Гармония» (педагог дополнительного образования Н.М.Сигаева), эффективно на протяжении ряда лет используется метод проектов с выходом на исследовательскую деятельность воспитанников. В студии спортивного бального танца «Фестиваль» — художественный руководитель А.Н. Станев оптимально использует в образовательном процессе индивидуальные маршруты для каждой танцевальной пары с учётом их психологического тендема, в Образцовом театре эстрадной песни Веске — художественный руководитель Л.А. Веске – эффективно применяет интегративные формы взаимодействия специалистов Центра детского творчества и других учреждений города, в творческом объединении «Конфети» — педагог дополнительного образования И.Г.Долина строит образовательный процесс каждого занятия по хореографии на основе синтеза искусств, оптимально варьируя и объединяя их художественные средства; в Образцовом хореографическом ансамбле «Карусель» — руководитель И.А. Высоцкая и в ансамбле эстрадной современной хореографии «Мираж» — художественный руководитель С.П. Меркушова, индивидуализируют образовательный процесс с одарёнными детьми через комплексное сочетание нескольких танцевальных направлений (классический, народный, современный танец) и акробатики, а также эффективных форм самопрезентации детских достижений. Каждый из подходов упомянутых педагогов является эффективным в работе с одарёнными воспитанниками, при этом позволяющих выявлять большее количество детей с признаками одарённости.

При этом, анализируя педагогическую просвещённость коллектива в вопросах сопровождения одарённых детей и педагогического мастерства во взаимодействии с ними, можно констатировать, что 100% педагогов испытывают постоянную необходимость в педагогическом творчестве, у 50% педагогов отмечается преобладание творческого подхода в практической деятельности, у 45% педагогов — преобладает репродуктивный вид деятельности с элементами творчества, у 55% — не хватает теоретических знаний, чтобы обосновать интересующую педагогическую идею, у 45% педагогов не хватает имеющихся знаний и способов практической деятельности в работе с детьми данной категории, 95% — готовы применять в практической творческой деятельности педагогический опыт своих коллег.

В связи с этим требуется серьёзная просветительская работа среди педагогов дополнительного образования для формирования адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и развития одарённости. Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых требуется разобраться практическим работникам и родителям [3]. Поэтому становится актуальной разработка проекта МОУ ДОД Центра детского творчества «Создание модели выявления и сопровождения воспитанников с признаками одарённости ни интегративной основе».

 

1.2.

Основные проблемы, на решение которых

направлена инновационная деятельность педагогического коллектива

 

Исходя из анализа теоретических материалов, образовательной ситуации в Центре детского творчества в ракурсе организационно-педагогической работы по сопровождению детей с признаками одарённости, можно выделить основные педагогические противоречия:

  1. между сложившейся системой практической деятельности МОУ ДОД Центра детского творчества по выявлению и поддержке одарённых детей через обучение и инновационными научными подходами представителей Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ к сопровождению детей с признаками одарённости посредством воспитания.

  2. между социальным заказом общества, изложенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.; Постановлении Правительства РФ от 7.02.2011г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015гг.; Федеральная программа «Одаренные дети» до 2015г. и др., и недостаточной квалификацией и опыта педагогов и специалистов образовательного учреждения в вопросах идентификации одарённости.

  3. между возможностями широкого спектра взаимодействия Центра детского творчества с социумом г. Волгодонска и отсутствием чёткой стратегии в использовании данного ресурса как эффективного условия в сопровождении детей с признаками одарённости.

  4. между потребностью педагогического коллектива Центра детского творчества в постоянном профессиональном совершенствовании и ограниченными методическими возможностями, выраженными в отсутствии стройной системы психолого-педагогического инструментария по выявлению и сопровождению одарённых детей.

Исходя из вышеуказанных противоречий главная проблема реализации планируемого инновационного проекта заключается в разработке эффективной новой модели педагогического обеспечения многопрофильного учреждения дополнительного образования детей в аспекте создания специальных научных и организационно-педагогических условий выявления и сопровождения детей с признаками одарённости.

1.3.

Педагогическая стратегия разрешения

основных проблем инновационного проекта

 

Инновационный образовательный проект «Создание модели выявления и сопровождения воспитанников с признаками одарённости ни интегративной основе» разработан с учётом основных положений Рабочей концепции одарённости, разработанной по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одарённые дети».

Учитывая специфику учреждения, основная работа по развитию детского одарённости будет сконцентрирована в творческих объединениях художественно-эстетической, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности.

Основным концептом проекта является максимальное проявление творческих и интеллектуальных способностей в условиях интегрированного социокультурного и образовательного пространства, что может быть выражено следующей формулой: интеграция образовательных программ дополнительного образования (содержания, методов, форм) педагогов Центра + интегративное включение культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров + мотивация воспитанников = максимальное выявление и сопровождение детей с признаками разных видов одарённости.

Исходя из этого в организационно-управленческой, методической и организационно-педагогической деятельности учреждения, определяется необходимость обновления содержания деятельности, направленного на реализацию следующих стратегических линий:

  • Разработка нормативно-правовой базы деятельности как основы построения интегративного социокультурного, образовательного пространства Центра детского творчества

  • Выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров и разработка механизмов взаимодействия в ракурсе сопровождения и поддержки одарённых воспитанников.

  • Установление запросов, потребностей и ожиданий воспитанников, родителей, педагогов на дополнительные образовательные услуги, деятельность секций, кружков, студий, объединений, на проведение праздников, конкурсов, фестивалей и участия в них.

  • Развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку кадров.

  • Разработка новой технологической модели создания условий для эффективного сопровождения детей с признаками одарённости;

  • Обогащение и индивидуализация образовательной среды Центра детского творчества через интеграцию содержания, форм и методов образовательных и досуговых программ педагогов дополнительного образования.

  • Создание системы интегративного и вариативного обучения как системы возможности каждого воспитанника выстроить развивающую траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным способностям.

 

Раздел II

Содержание инновационного проекта

2.1.

Цели, задачи, этапы реализации инновационного проекта

Для разрешения вышеизложенных противоречий и главной проблемы инновационного проекта, определены:

Гипотеза инновационного проекта: при внедрении в образовательную систему МОУ ДОД Центра детского творчества интегративных подходов, педагогические условия будут более эффективными в сфере выявления, развития и поддержки детей с разными видами одарённости.

Объект исследования: педагогические условия организации деятельности МОУ ДОД Центра детского творчества высшей категории, способствующие сопровождению одарённых детей.

Предмет исследования: процесс развития разных видов одаренности воспитанников в МОУ ДОД Центре детского творчества высшей категории.

 

Цель: создание оптимальных педагогических условий для выявления, развития и поддержки детей с разными видами одарённости посредством внедрения интегративных подходов в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

 

Задачи инновационного проекта:

  1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования системы деятельности ЦДТ, как технологической модели создания условий выявления и сопровождения детей с признаками одарённости.

  2. Разработать новую технологическую модель создания условий для эффективного сопровождения детей с признаками одарённости посредством и на основе:

— обеспечения интеграции образовательных программ дополнительного образования, (содержания, методов, форм) педагогов дополнительного образования Центра как условия для выявления большего количества детей с признаками разных видов одарённости.

— внедрения инновационных образовательные технологий, необходимых для развития творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

— создания обогащённой, вариативной образовательной среды для развития одарённости воспитанников через разработку и апробацию новых механизмов взаимодействия Центра детского творчества с социумом г. Волгодонска.

  1. Расширить пространство повышения квалификации педагогов МОУ ДОД Центра детского творчества, как условие методического поиска и творчества в работе с одарёнными воспитанниками.

Методы оценки эффективности и результативности инновационной деятельности в рамках реализации образовательного проекта

    • мониторинговые исследования;

    • метод экспертной оценки;

    • психологическая диагностика;

    • методы сравнения и анализа.

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2013 г. – август 2016г.

Этапы реализации проекта:

1этап – аналитико-проектировочный (сентябрь 2013 — август 2014)

Задачи:

  • провести теоретическое осмысление проблемы, осуществить детальную концептуализацию построения технологической модели создания условий для эффективного сопровождения детей с признаками одарённости;

  • создать творческую группу педагогов Центра по реализации инновационного образовательного проекта;

  • разработать программу и план деятельности Центра детского творчества по основным направлениям инновационного проекта;

  • осуществлять взаимодействие с организационно-управленческими структурами социокультурного, образовательного пространства г. Волгодонска и Ростовской области, способных обеспечить реализацию проекта;

  • разработать и осуществить внедрение пакета диагностического инструментария (валидных методик) для выявления и сопровождения детей с признаками одарённости.

 

2 этап – организационно-практический (сентябрь 2014 – август 2015)

Задачи:

  • Осуществить мониторинговое изучение эффективности и результативности инновационной деятельности, накопление и анализ исходного статистического, диагностического материала

  • обеспечить модернизацию образовательных программ дополнительного образования педагогов Центра детского творчества в аспекте концептуальных идей инновационного проекта.

  • применять новые технологии, формы и методы образовательной и воспитательной деятельности для выработки базовой основы собственной технологии учреждения по сопровождению одарённых детей.

  • разработать в соответствии с концепцией инновационного проекта комплекс разнообразных программ и проектов по выявлению и поддержке одарённых воспитанников и внедрить их в практику образовательных учреждений Волгодонска;

  • совершенствовать механизмы взаимодействия Центра с учреждениями и организациями в аспекте организации работы с одарёнными воспитанниками.

  • провести исследования по всем направлениям инновационного проекта (содержание, технологии, управление) и внедрить их в практику учреждений дополнительного образования детей города Волгодонска.

 

3 этап – обобщающий (сентябрь 2015 – август 2016)

Задачи:

  • провести критический анализ осуществить оценку полученных результатов с позиции их соответствия целям и задачам проекта;

  • обобщить полученную информацию и итоги инновационной деятельности с внесением изменений и корректив в существующую образовательную систему, формы и методы по организации работы с детьми, имеющими признаки одарённости;

  • подготовить отчёты, научно-методические рекомендации, опубликовать концептуальные программно-методические, диагностические и экспертно-аналитические материалы по проблеме.

 

2.2.

Комплекс мероприятий

по реализации инновационного проекта

 

Комплекс мероприятий инновационного проекта реализуется в модульной технологии (модуль актуализации потенциальной одарённости детей; модуль идентификации одарённости детей; модуль развития детей с признаками одарённости; модуль поддержки одарённых и талантливых детей). Каждый модуль включает одно или несколько направлений деятельности по выявлению, развитию и поддержке творческой и интеллектуальной одарённости (таблица 5). Кроме этого в каждом модуле представлено одно или несколько направлений образовательной деятельности педагогического коллектива [1].

 

 

 

 

 

таблица 5

Структурно-модульный план

реализации инновационного проекта «Создание модели выявления и сопровождения воспитанников с признаками одарённости ни интегративной основе».

 

Модули

 

Направления

работы

 

Комплекс мероприятий

I этап

аналитико-проектировочный

(сентябрь 2013 — август 2014)

Актуализация потенциальной одаренности

Совершенствование системы подготовки педагогов для работы по сопровождению детей с признаками одарённости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на уровне учреждения:

  • Создание творческой группы педагогов по реализации инновационного образовательного проекта

  • Подбор и изучение методической литературы необходимой тематики;

  • обучающие семинары, рефлексивно-деловые игры, мастер-классов для педагогов ЦДТ и др. образовательных учреждений, педсоветы по проблеме;

  • самообразование педагогов по проблеме одаренных детей;

  • ежегодные педагогические проекты направленные на обобщение и распространение опыта работы педагогов по проблеме;

  • Разработка Программы развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2013-2016 г.г.

вне учреждения:

  • очные и дистанционные курсы повышения квалификации;

  • участие педагогов в конкурсах, конференциях, публикации в специализированных журналах

 

 

 

Создание оптимальных условий для выявления детей с признаками творческой одаренности

 

  • Включение в образовательный процесс элементов современных образовательных технологий: проблемных, поисковых эвристических, исследовательских, проектных в сочетании с методами творческого характера;

  • организация конкурсов профессионального мастерства среди педагогов Центра;

  • педагогическая диагностика выявления воспитанников с признаками одаренности.

  • Экспертная оценка продуктов творческой деятельности детей – индивидуальные и семейные выставки творческих работ воспитанников

 

 

 

II этап

организационно-практический

(сентябрь 2014 – август 2015)

Идентификация одаренности

Организация оптимальных условий для развития творческих способностей детей

  • модернизация программного обеспечения МОУ ДОД Центра детского творчества в аспекте интегрированных подходов образовательного процесса;

  • Внедрение Программы развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2013-2016 г.г.

  • обновление базы данных одаренных детей;

  • Разработка совместных проекты с учреждениями и организациями г.Волгодонска;

  • исследовательские и творческие проекты в режиме наставничества;

Развитие

одаренности

Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности исследовательского мышления обучающихся

 

 

  • Оптимизация индивидуальных маршрутов и траектории развития воспитанников с признаками одарённости

  • Организация системы участия одаренных детей в мероприятиях на городском, областном, всероссийском уровне.

  • Систематическое обновление банка данных конкурсов, фестивалей, конференций и т.п.;

Поддержка одарённых детей

Создание системы стимулирования воспитанников с признаками разных видов одарённости

 

 

 

  • Мониторинг достижений обучающихся:

— создание «Портфолио» одарённых воспитанников

— ведение карты личностного роста

— определение рейтинга воспитанников с разными видами одарённости

  • Публичное поощрение обучающихся по номинациям достижений в ежегодном отчётном концерте «Формула успеха»;

  • Поощрение одаренных и талантливых детей на уровне города, РФ (степендии СБС, премии мэра г.Волгодонска и др.);

  • Репортажи и публикации о достижениях воспитанников в конкурсах в выпусках детской газеты «ПРОделки», СМИ

  • Ходатайство и представление материалов о высоких достижениях воспитанников в «Энциклопедию детских достижений Ростовской области» и т.п.

III этап

обобщающий (сентябрь 2015 – август 2016)

Обобщение результатов реализации инновационного проекта

 

  • Анализ мониторинга и диагностических данных по эффективности реализации инновационного проекта

  • Разработка программно-методических материалов в аспекте апробации и внедрения технологической модели Центра по сопровождению детей с разными видами одарённости.

  • Участие детей в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях разного уровня

  • Реализация Программы развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2013-2016 г.г.

Обобщение и популяризация опыта творческой деятельности педагогов учреждения по проблеме:«Создание модели выявления и сопровождения воспитанников с признаками одарённости ни интегративной основе».

  • среди ОУ г.Волгодонска.

  • Подготовка информационных бюллетеней о передовом педагогическом опыте в сфере дополнительного образования

  • Анализ итогов реализации программы инновационного проекта

 

2.3.

Перспективы реализации проекта

Прогнозируемые результаты:

  1. Выявление большего числа детей с признаками разных видов одарённости.

  2. Рост детско-родительского спроса на образовательные услуги МОУ ДОД Центра детского творчества.

  3. Удовлетворённость воспитанников в сфере творческой самореализации.

  4. Рост позитивных показателей качества общего и дополнительного образования, числа участников олимпиад, научно-практических конференций, фестивалей и т.п.

  5. Более эффективное использование социокультурной инфраструктуры города в образовательных и культурно-воспитательных целях для потребностей учреждений дополнительного образования детей в вопросах сопровождения и поддержки одарённых воспитанников.

  6. Создание комплекса и публикация программно-методических разработок для ОУ города, позволяющих повысить эффективность педагогической деятельности в работе с детьми, имеющими признаки одарённости.

  7. Описание опыта функционирования технологической модели МОУ ДОД Центра детского творчества создания условий для эффективного сопровождения детей с признаками одарённости.

  8. Рост творческого потенциала, профессиональной квалификации и мастерства педагогов Центра детского творчества в аспекте организации образовательной деятельности с одарёнными детьми.

Основными показателями эффективности реализации инновационного образовательного проекта будут:

  • Рост числа выявленных детей с признаками разных видов одарённости.

  • Удовлетворённость жизнедеятельностью в ЦДТ (дети, родители, педагоги)

  • Участие воспитанников в мероприятиях городского, областного, зонального Российского и др.значения (конкурсы, фестивали, научно-практические конференции и т.п.)

Риски:

  1. Недостаточный уровень компетентности педагогов образовательного учреждения в вопросах интегративных подходов в работе с одарёнными воспитанниками.

  2. Низкая мотивация педагогов Центра детского творчества к модернизации образовательных программ, как одного из важных условий реализации инновационного образовательного проекта.

 

Способы коррекции и компенсации возможных рисков

Грамотные управленческие действия должны минимизировать данные риски. Адаминистрация МОУ ДОД Центра детского творчества и методическая служба во взаимодействии с Муниципальными органами управления образования (методисты, ведущие специалисты Управления г.Волгодонска, МУ ИМРЦ), обладают достаточным опытом и ресурсами, чтобы обеспечить:

  • Целенаправленность и чёткость деятельности по повышению квалификации и переподготовки педагогических кадров (организация очных и дистанционных курсов повышения квалификации, организация методических семинаров и т.п.).

  • Мотивацию педагогических работников, сопровождающих развитие творческих и интеллектуально способных воспитанников, посредством разработанных мер поощрения (определение процентных надбавок к должностному окладу педагогам, эффективно работающим с одарёнными детьми, по результатам диагностики в высокой и оптимальной результативностью, репортажи и публикации о достижениях педагога по работе с одарёнными воспитанниками в СМИ и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.

Апарина О.Ю., Комплексная программа выявления творческих и интеллектуальных способностей детей//Научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 7(153) 2012 (с.11, 13).

 

2.

Марков А.В., Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских//Диссертационные исследования, 1997// http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-odarennosti-uchashchikhsya-litseiskikh-klassov

3.

Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C.// Рабочая концепция одарённости, 2003// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85

 

4.

Огнёва Н.Р., //Дополнительное образование как средство психолго-педагогического сопровождения развития одарённых детей//Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок»№ 2, 2008 (с109-113)

 

5.

А.Д.Копытов, Размышления о педагогике одарённости// Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок»№ 1, 2008 (с23-25)

 

6.

Тоболкина И.Н., Черепанова Т.Б., О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образовательной среде// Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок»№ 1, 2008 (с26-35)

 

Comments are closed.

Яндекс.Метрика