Создание модели культурно-художественной социализации детей Центра раннего развития в условиях учреждения дополнительного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный образовательный проект

 

Создание модели

культурно-художественной социализации детей

Центра раннего развития в условиях учреждения дополнительного

образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные тенденции социокультурной ситуации в России, определяющиеся рядом факторов: растущим темпом развития общества, дифференциацией социально-экономической и культурной среды, сдвигом ценностных ориентаций, усилением влияния массовых коммуникаций, Интернета, снижением воспитательного потенциала института семьи, актуализируют проблему социализации подрастающего поколения.

В итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально — экономической стратегии России на период до 2020 года раскрываются проблемы в образовании, как важнейшего звена образовательного пространства социализации. В ряду важнейших вопросов, требующих разрешения, определяются несоответствие содержания и форм работы образования изменившимся запросам общества, неразвитость системы поддержки раннего развития детей, ограниченное предложение услуг дошкольного образования, стагнация дополнительного образования и воспитания. При этом отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными, а поддержка всех видов образования вне общеобразовательных учреждений (школа, детские сады) критически важнас точки зрения психологического развития детей и долгосрочных социальных и образовательных эффектов[1].

Образовательное пространство, построенное на основе синтеза культуросообразных форм взаимодействия детско — взрослого сообщества в различных видах деятельности, способствует мотивации к познанию детей дошкольного возраста, развитию общих и специальных способностей, деятельностного, созидательного отношения к миру, освоению разнообразных способов самовыражения, формированию контура детского мировоззрения, ценностных ориентаций и норм, правил поведения, реализации индивидуальных потребностей через осмысление явлений, процессов, событий окружающего мира. Такое комплексное сопровождение развития ребенка возможно обеспечить в условиях системного дошкольного образования. Однако очевидно, что на сегодня, основная задача государства в сфере дошкольного образования, а именно – обеспечение его общедоступности, до сих пор еще остается нерешенной в полной мере. Статистика свидетельствует, что 31% детей дошкольного возраста остаются за рамками системы образования. Охват детей 5-7 лет дошкольными учреждениями составляет: 65% в городской местности и 30% — в сельской. Причин тому несколько: дефицит свободных мест в детских садах, отсутствие финансовых возможностей родителей, рост числа детей с ослабленным здоровьем. В городе Волгодонске вопрос по предоставлению мест в детские сады практически решён: в очереди стоит 33 ребёнка, из которых всего 12 детей от 4 до 7 лет, при этом, по данным Горздравотдела Волгодонска 6900 детей 4-7 летнего возраста – организованные, 172 ребёнка — 4-7 летнего возраста – не посещают дошкольные учреждения по причине ослабленного здоровья или по иным причинам, это как раз та категория детей, которая может быть охвачена услугами Центрами развития ребёнка в системе дополнительного образования

В настоящее время в стране отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей на базе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребёнка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет расширить и дополнить реализуемые основным образованием направления в работе с детьми. При этом дополнительное образование имеет богатый опыт по решению задач социокультурного развития посредством приобщения детей к культуре и вовлечения их в активную социально-значимую деятельность. Модель предшкольной подготовки является перспективным направлением центров дополнительного образования по ряду причин:

  • Коллектив педагогов дополнительного образования, как правило, наиболее полно представляет разные направления в работе с детьми (художественно-эстетическое, познавательное, культурологическое, трудовое, нравственное и др.);

  • Контингент воспитанников формируется на основе преемственности, а образовательные услуги центров дополнительного образования вариативны и позволяют выстраивать гибкий образовательный маршрут детей с учётом их интересов и возможностей;

  • Существующая система работы и подходы к планированию позволяют оперативно согласовать реализуемые в образовательной и воспитательной работе с детьми направления, а также своевременно корректировать планы в зависимости от изменяющейся социокультурной действительности [2].

Вместе с тем, анализ образовательных программ дополнительного образования, изучение состояния и тенденций обучения и воспитания в группах дошкольного образования, выявляет наряду с введением новых обучающих и развивающих технологий, недостаточную профессиональную подготовленность педагогов к реализации принципов построения образовательной деятельности, соответствующих федеральным государственным требованиям, в числе которых – использование адекватных возрасту форм работы с детьми. Значит, для того, чтобы отвечать требованиям времени, важно менять не только программы, но и определённым образом должно упорядочиться содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении дети его не получали [3]. Таким образом, возникает необходимость создания новой модели организационно-педагогических условий для развития и социализации детей дошкольного возраста: образовательных и диагностических программ, интегрированных технологий, форм и средств индивидуального и дифференцированного обучения, учёта возрастных и личностных особенностей детей, тесного взаимодействия педагогов и родителей.

 

Раздел I

Анализ ситуации и основные концептуальные

идеи инновационного проекта

 

1.1.

Анализ особенностей образовательной среды и проблем развития

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества высшей категории является структурным звеном муниципальной системы образования г. Волгодонска, обеспечивающий помощь семье в обучении, воспитании и развитии детей от 4 до 18 лет.

Учреждение представляет собой многопрофильный образовательный комплекс, функционирующий как открытая социально-педагогическая система, в которой представлено более 60 творческих объединений. Ведущими направлениями образовательной деятельностиявляются: художественно-эстетическое, культурологическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное.

Центр детского творчества является опорным учреждением в системе образования г. Волгодонска по художественно-эстетическому направлению и инновационным формам учебно-воспитательной работы. Основной целью деятельности Центра детского творчества является развитие природных склонностей детей, воспитание личности, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию. Эта цель осуществляется посредством учебно-воспитательного процесса, в ходе которого осуществляются образовательные задачи:

  • обеспечение широкого спектра различных направлений, видов, форм образования, социокультурной, здоровьесберегающей и досуговой деятельности;

  • организация программно-методического обеспечения и проектирование индивидуального развития воспитанников;

  • дифференциация детей по интересам, использование интересов детей как главной мотивационной базы в обучении;

  • внедрение личностно-ориентированных технологий, направленных на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных в каждом индивидууме;

  • педагогическая поддержка всех категорий детей: одаренных и талантливых ребят, детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков «группы риска», обеспечение их творческой самореализации.

Решение поставленных задач неразрывно связано с процессом воспитания. Коллектив Центра определяет воспитание как органичную составляющую педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Этот подход отображает Концепция воспитательной системы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества высшей категории, которая разработана и реализуется с 2011 года (на 5 всероссийском конкурсе воспитательных программ Концепция получила диплом 1 степени).

На основании идей, сформулированных данным документом, в учреждении выстраивается структура особого образовательного пространства, в котором одним из ключевых целевых ориентиров является создание условий для успешной социализации воспитанников.

В МОУ ДОД Центре детского творчества с сентября 2008 года функционирует Центр раннего развития для детей 4-7 лет, в котором ежегодно получают образовательные услуги в рамках предшкольной подготовки 130 воспитанников. Организация дошкольных образовательных групп создана на основе анализа образовательных запросов родителей г. Волгодонска и решает проблемы социализации дошкольников, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, способствует созданию условий для стирания граней между «домашними» детьми и детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения. Кроме того повысился спрос на дополнительные образовательные услуги для детей с особыми потребностями, в связи с чем коллективом МОУ ДОД Центра детского творчества был разработан социальный проект «Мир вокруг нас», который предполагает внедрение модели бесплатного, инклюзивного дошкольного образования детей с разными возможностями в условиях Центра детского творчества. Проект был представлен на конкурс благотворительных социальных проектов ОАО «НИАЭП» в номинации «Молодое поколение», по результатам которого был удостоен Гранта победителя.

Деятельность Центра раннего развития обеспечивают специалисты следующих должностных категорий (таблица 1).

таблица 1

Зам.

директора по УВР

Заведующий

отделом

Методист

 

Педагог-психолог

Социальный

педагог

Педагоги

дополнительного

образования

 

1

1

1

1

1

8

 

Среди педагогических работников Центра раннего развития — 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование. Квалификационный уровень педагогического коллектива соответствует квалификационным требованиям, отмечается стабильность кадрового состава и достаточный уровень методического обеспечения образовательного процесса.

Содержание деятельности Центра раннего развития строится с учётом положений нормативных правовых документов, современных тенденций развития дошкольного образования, программно-методических, психолого-педагогических и гигиенических требований к организации, содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В качестве основных нормативно-правовых документов, на которые ориентируется Центр раннего развития ребёнка, выступают: Декларация прав ребёнка ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989), Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.93г.), Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30.11.94г. № 51-ФЗ), Семейный кодекс РФ от 29.12.95 г. № 223-ФЗ, Закон РФ от 10.07.92г. №3266-I «Об образовании», Федеральный закон от 24 07.98г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федарации».

В этих документах образование рассматривается как явление культуры, цели которого – всесторонне развивать личность ребёнка и защищать его права. Педагогическая деятельность Центра раннего развития также осуществляется с учётом:

— Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);

— требований, изложенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Педагогическая работа в дошкольных образовательных группах осуществляется на основе Образовательной программы Центра раннего развития, которая является внутренним образовательным стандартом Центра детского творчества, определяющим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания, форм и средств организации работы с детьми дошкольного возраста.

Целью профессиональной деятельности по достижению эффективных результатов реализации Образовательной программыпедагогический коллектив определяетсоздание оптимальных педагогических условий для разностороннего и целостного развития дошкольников, посредством интеграции основных видов художественного и интеллектуального творчества.

 

 

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • Организовать процесс обучения, направленный на развитие умственных способностей (сенсорных, интеллектуальных, познавательных), направленных на усвоение способов самопознания закономерностей окружающего мира.

  • Обеспечить интегративные подходы в образовательном процессе как фактор развития способностей детей к творческому целеполаганию (генерированию идей, созданию замысла) и оригинальному решению творческих задач.

  • Способствовать развитию эмоционально-рефлексивного качества личности ребёнка, выражающееся в эмоционально-положительном отношении к оценке себя (самооценки), саморегуляции, самосохранения жизни и здоровья.

  • Способствовать успешной социально-психологической адаптации к новой образовательной среде через формирование познавательной мотивации и универсальных предпосылок учебной деятельности.

  • Создавать благоприятную среду в микросоциуме Центра раннего развития для охраны психофизического и социального здоровья ребенка, формирования ценностей здорового образа жизни.

  • Объединять усилия педагогов Центра и семьи в вопросах воспитания и обучения детей в вопросах обеспечения равных стартовых возможностей для обучения ребенка в начальной школе.

Содержание Образовательной программы, разработано на основе государственных и региональных требований, особенностей социума и запросов родителей воспитанников и включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГТ, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по трём направлениям – социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

При отборе содержания предшкольного образования коллектив педагогов ориентируется на две основные тенденции в современном российском образовании — вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью образования нами понимается способность соответствовать потребностям, возможностям дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования — это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

Программа разработана на 3 года для детей от 4 до 6(7) лет (при необходимости ежегодно корректируется педагогами дополнительного образования в соответствии с реальными условиями). Продолжительность курса 9 (девять) месяцев, с 1 сентября по 31 мая.

Обучение в Центре раннего развития ведется на русском языке. В учреждении по состоянию на 01.09.2013г. функционируют 8 групп:

  • 2 группы 1-го года обучения (от 4 до 5 лет)

  • 2 группы – 2-го года обучения (5-6 лет)

  • 4 группы – 3-го года обучения (6-7 лет).

В ноябре 2013г. планируется открытие ещё двух групп 1-го и 2-го года обучения на базе СП «Истоки» МОУ ДОД Центра детского творчества.

Реализация Образовательной программы Центра раннего развития осуществляется с учетом образовательного пространства Центра детского творчества, в котором пять структурных подразделений – детских клубов по месту жительства, которые размещены в разных микрорайонах города, а также широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов: МБОУ СОШ №15, МУК ГДК им. Курчатова, МУК ГДК «Октябрь», Городской краеведческий музей, ГСК «Олимп», МУК ЦБС Библиотека для детей №8 им. А.Грина и др.

Пребывание детей в образовательном учреждении определяется циклограммой организацииобразовательной деятельности Центра раннего развития (таблица 2). Занятия проводятся 2-3 раза неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 минут. Продолжительность перемен – 10 минут. Наполняемость групп -15 человек.

таблица 2

Циклограмма организации образовательной деятельности

Центра раннего развития

 

Продолжительность цикла

Период обучения, возрастная категория детей

1-ый год обучения

(4-5 лет)

2-й год обучения

(5-6 лет)

3-й год обучения

(6-7 лет)

учебный год

38 недель

38 недель

38 недель

учебная неделя

2 дня

3 дня

3 дня

занятие

20 минут

25 минут

30 минут

 

Для полноценного функционирования Центра раннего развития в учреждении созданы материально-технические условия:

оборудованы кабинеты;

мультимедийный центр (интерактивная доска, компьютеры и т.д.);

игротека в кабинетах;

подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;

хореографический зал;

актовый зал;

кабинет психолога

В работе Центра раннего развития детей дошкольного возраста активно используется специализированное оборудование, полученное по результатам конкурса социальных проектов ОАО «НИАЭП» в номинации «Молодое поколение».

Работа педагогического коллектива Центра раннего развития строится по следующим направлениям:

  1. психолого-педагогическая диагностика развития детей;

  2. индивидуально – коррекционная, развивающая работа;

  3. организационно-педагогическая работа с детьми, родителями

  4. работа с педагогическими кадрами.

1.Направление психолого-педагогическая диагностика подразумевает изучение уровня развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и их свойств. Диагностика осуществляется 2 раза в год: входная – осень, итоговая – весна. По результатам диагностики проводятся индивидуальные консультации, на которых педагог-психолог даёт рекомендации о возможности развития познавательных процессов в домашних условиях. Результаты диагностики являются ключом к организации качественной педагогической деятельности в вопросах сопровождения каждого ребёнка по индивидуальной траектории развития. В процессе проведения весенней диагностики добавляются методики, изучающие психическую готовность ребёнка к школьному обучению (школьная мотивация и Краткий ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, И.Йерасика), по результатам которых составляется психологическое заключение для неорганизованных детей).

В системе деятельности Центра раннего развития систематически осуществляется педагогическое изучение интересов детей для последующего определения приоритетного для них вида деятельности в каком-либо творческом объединении.

2. По результатам анализа диагностических данных в учреждении проводится развивающая, индивидуально — коррекционная работа с детьми, имеющими как высокие показатели, так и проблемы в развитии. В этом направлении психологом и социальным педагогом организуются консультации, проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение конкретных личностных проблем.

Однако, анализируя деятельность Центра в данном направлении, необходимо констатировать, что, раскрывая содержание психолого-педагогической диагностики в учреждении, которая строится на использовании традиционных психометрических тестов, возникает необходимость разработки новых подходов в организации педагогической диагностики в аспекте коммуникативного и социального развития ребёнка. С одной стороны требуется систематизация методов психолого-педагогической оценки индивидуальных особенностей каждого ребёнка, с другой — психолого-педагогической, социальной ситуации в каждой возрастной группе Центра раннего развития, как основы благоприятной социализации.

3.Организационно-педагогическая работа в Центре раннего развития сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  1. Игровая деятельность (дидактические игры, игры с правилами, театрализованные, развивающие);

  2. Продуктивная деятельность (художественно–изобразительная, конструирование, ручной труд);

  3. Общение (свободное);

  4. Физическая культура;

  5. Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, трудовая деятельность в природе, коллективная трудовая деятельность);

  6. Учебная деятельность (в процессе освоения основ математики, грамоты, английского языка, явлений природы, образцовой литературы и искусства) в основном направленная на развитие познавательных интересов и выработку умения учиться (элементарное понимание смысла учебного задания, переключение внимания на способы выполнения задания).

Педагогическая работа с детьми в Центре раннего развития выстраивается по принципу творческих студий:

  • «Занимательная математика» (развитие математических способностей);

  • «Речецветик» (развитие речи и коммуникативных навыков);

  • «Я познаю мир» (развитие представлений об окружающем мире);

  • «Весёлая азбука» (обучение грамоте, осуществляется на 2-3-м году обучения);

  • «Играем в английский»;

  • «Гимнастика УШУ ШОУ-ДАО» (физическое развитие);

  • «Я художник» (развитие художественных способностей).

В основу построения планирования в Центре раннего развития заложен принцип тематизма, т.е. организация всех видов деятельности детей в конкретной возрастной группе, в определённый месяц, неделю и день учебного года осуществляется под эгидой одной определённой познавательной темы, заложенной в календарно-тематическом планировании. Так все педагоги дополнительного образования Центра, реализуют образовательные цели своего направления в тесной взаимосвязи друг с другом.

Приобщая ребёнка к миру отношений и взаимодействия между людьми, познания мира природы, других предметов и себя, дидактический материал распределяется в следующем усложнении:

1-й год обучения (4-5 лет) — природа

— предметы

— отношения с людьми

— образ «Я »

2-3-й год обучения (5-7 лет) — природа

— люди

— искусство

Такое планирование, основанное на психологических особенностях детей каждого возрастного периода дошкольного детства, обеспечивает систематизацию методического инструментария по развитию и обеспечению условий для формирования сознания ребёнка и социализации личности.

Основные методы работы с дошкольниками:

  • интерактивные методы обучения — дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения;

  • задания занимательного и творческого характера;

  • психогимнастика, элементы сказкотерапии и арттерапии;

  • релаксационные упражнения;

  • использование современных средств обучения – интерактивные доски, компьютерной техники, мультимедийных проигрывателей, соответствующего программного обеспечения.

Данные подходы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявления активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой. Однако анализ педагогической деятельности в ракурсе реализации программы Центра раннего развития показал, что образовательная деятельность приоритетно ориентирована на дидактическую направленность, которая в основном реализуется в регламентированных видах деятельности. При нарушении баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной (партнёрской) деятельности взрослого с детьми процесс социализации не может быть эффективным в полной мере. Кроме этого отмечается недостаточный спектр дисциплин по различным видам искусства, а также использование педагогического материала, которые вбирает в себя наиболее значимые и высокохудожественные произведения отечественного и зарубежного искусства и народного творчества, как основы формирования духовных ценностей, гуманистических идеалов, воспитания нравственных качеств и убеждений личности.

Таким образом, возникает необходимость разработки инвариантного воспитательного модуля к содержанию образовательной программы Центра раннего развития к содержанию определённых образовательных дисциплин, структурирование педагогического материала в соответствии с разработанными темами и введение их в систему работы.

В течение каждого учебного года в Центре детского творчества широко и многопланово проводится работа по укреплению связей детско-родительского сообщества, в том числе в Центре раннего развития. Семья для нас определяется как одна из важных составных частей социокультурного комплекса, являясь при этом первичным и основным институтом социализации личности ребёнка. В данном контексте взаимодействие в системе «педагог – дети — родители» выступает в качестве одного из приоритетных направлений.

Результатом поиска активных форм взаимодействия педагогов и родителей, а также технологий построения позитивного общения детского сада с семьей, стала разработка программы «Мы вместе!» (программа в октябре 2012 г. была представлена на городской конкурс проектов «Инновационные формы работы с семьёй» — Диплом за II место). Программа направлена на осуществление основных задач работы педагогического коллектива по организации разностороннего конструктивного взаимодействия с родителями на современном этапе в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

Основной целью программыявляется создание психолого-педагогических условий, мотивирующих родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания становления социально активной,духовной и творческой личности.Достижение цели осуществляется через предоставление родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания, упрочивание системы работы педагогического коллектива по расширению психолого-педагогической компетентности родителей. Реализация программы осуществляется по следующим основным направлениям:

-Организационно-посредническое

— Информационно-просветительское

— Организационно-педагогическое

Система работы по взаимодействию коллектива МОУ ДОД Центра детского творчества с семьёй ведётся в рамках шести модулей-блоков программы:

БЛОК 1. Рекламный — пропаганда деятельности и образовательных услуг Центра, которая выражается в:

  • обеспечении информацией и документацией родителей воспитанников

— о нормативно-правовой деятельности Центра, в том числе об образовательных услугах

— по вопросам пребывания ребенка в Центре детского творчества, социальной защиты, по правовым требованиям

Реализуется рекламный блок через собеседования, информационные стенды для родителей с фотоматериалами. Ежегодно в Центре выпускаются цветные рекламные буклеты с оптимальной информацией об учреждении и образовательных услугах.

Кроме этого данный блок реализует:

  • обеспечение поэтапного комплекса мер по пропаганде деятельности Центра и его образовательных услуг через

— организацию экскурсий по учреждению (выступления директора МОУ ДОД ЦДТ, заместителя директора по УВР, заместителя директора по НМР, педагога-психолога, социального педагога, педагогов доп. образования и др. специалистов), просмотр открытых занятий, досуговых мероприятий. Традиционными для ЦДТ являются Дни открытых дверей.

— координацию работы всех служб Центра детского творчества с семьями воспитанников (представление информационных материалов, посвященных вопросам воспитания, обучения и развития детей)

Блок 2.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, целью которого являетсявыявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в об­ласти воспитания и развития детей, мнения родителей о качестве образовательного процесса в МОУ ДОД Центре детского творчества высшей категории.

Название данного модуля соответствует его содержанию и раскрывает:

1. Мониторинг базы данных на ребенка и его семью

1.1. Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в Центр детского творчества и его семье.
1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.
1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников

2. Диагностика потребностей в образовательных услугах и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения детей

3. Диагностика психологического климата в центре (комфортность для воспитанников, качество воспитательно-образовательного процесса).

4. Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами МОУ ДОД Центра детского творчества

5.Мониторинг уровня удовлетворённости участников образовательного процесса жизнедеятельностью в Центре детского творчества

Данная работа ведётся посредством следующих форм: беседы с родителями, анкетирование, тестирование, интервьюирование родителей, по результатам которого заполняются социальные Паспорта семей воспитанников Центра детского творчества и его СП. Кроме этого в учреждении работает «Родительская почта», тетрадь отзывов и предложений и т.п.

БЛОК 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ  

Цель:повышение психолого-педагогической компетентности родителей,

привлечение их к активному участию в образовательном процессе

Данный блок реализует:

1. Наглядное информирование родителей:

— об истории и традициях Центра детского творчества, сотрудниках, творческих объединениях и коллективах, программах и технологиях работы с детьми;

— о возрастных особенностях детей;

— о значении семейного воспитания;

— о творческих способностях детей разных возрастных категорий;

— об особенностях психологического развития и становления социально активной творческой личности через работу в творческих объединениях центра.

Формы работы: «Школа родителей», видеоролики об учреждении и воспитании детей (для просмотра родителями во время ожидания в рекреации детей с занятий), информационные стенды в рекреациях и кабинетах, выставки детско-взрослого, семейного творчества, родительские собрания и др. Для родителей разрабатываются рекомендации по созданию условий в домашней среде для полноценного творческого развития детей. В этом направлении проводятся круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги.

Блок 4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА МОУ ДОД ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И РОДИТЕЛЕЙ

Целью данного блока является привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авто­ритета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей

Данный блок раскрывает:

1. Участие родителей в организационно-правовой деятельности МОУ ДОД Центра детского творчества через:

— работу родительских комитетов т/о Центра, Совета учреждения выражается в совместном планировании и организации его деятельности;

— разработку локальных актов МОУ ДОД Центра детского творчества;

— составление плана взаимодействия с семьей на учебный год;

— совместную деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами;

— разработку форм поощрений заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников Центра

2.Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, театральных представлений и т.п.

Так стало традиционным для Центра раннего развития: «Посвящение в Центрята» — мероприятие для родителей и детей первого года обучения. Кроме этого эффективно проводятся календарные тематические праздники в разнообразных формах: игровые семейные конкурсы: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек,конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями. Зарекомендовали себя семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения, «Рождественские встречи» и др. Подобные формы способствуют развитию культуры общения, формированию внутри семьи духовно-нравственных ценностей.

При этом анализ деятельности Центра раннего развития в данном направлении показывает включение воспитанников и их семей в досуговую деятельность общих мероприятий ЦДТ и отсутствие досуговой программы, непосредственно адресованной детям дошкольного возраста, где посредством доступных форм, средств и методов осуществлялась бы передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в произведениях искусства, повышения на этой основе уровня нравственности, коммуникативной культуры и социализации воспитанников.

3. Кроме досуговых форм осуществляется работа по вовлечению родителей в педагогический процесс через мастер-классы,детско-родительский клуб выходного дня «Содружество», для родителей детей, посещающих Центр раннего развития.

В клубе принимают участие специалисты Центра детского творчества: педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию и др. Клуб выходного дня «Содружество» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться к школьной жизни, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в образовательном учреждении и дома. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

БЛОК 5. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель:организация эффективного взаимодействия Центра детского творчества с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и других сотрудников. Данный блок реализуется через:

  • Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным, психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями;

  • Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьями (Семинары, круглые столы, педагогические советы и т.п.)

БЛОК 6. КОНТРОЛЬНЫЙ

Цель: анализ результативности взаимодействия МОУДОД Центра детского творчества с семьёй

1. Анализ работы с родителями в рамках сотрудничества и взаимодействия

  • сбор аналитического материала;

  • внесение корректив в планирование работы с родителями;

  • отражение результатов текущей и итоговой работы в основной документации методической службы

2. Разработка системы психолого-педагогической помощи семье и детям

  • выбор приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности

  • выработка стратегии совместной работы всех служб МОУ ДОД Центра детского творчества по вопросам сотрудничества с семьей

  • планирование работы на перспективу.

Несмотря на планомерную работу с семьями воспитанников, выявляются образовательные противоречия между:

— заинтересованностью родителей в качественной подготовке детей к обучению в школе (ценности обучения приоритетнее для некоторой части семей, чем ценности развития) и низким уровнем педагогической и нравственной культуры родителей во многих семьях;

— актуальностью использования в учебно-воспитательном процессе технологии совместной деятельности детей с родителями и неумением педагогов поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы, учитывая проблемно-ориентированный анализ. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно; педагоги при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей, их интересы. Причины этого в недостаточном знании семейного воспитания; в неумении анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенностей воспитания дошкольников.

Учитывая многолетний опыт, можно с уверенностью утверждать, что создание союза с семьями воспитанников зависит не от родителей, а, прежде всего от педагогов.

4. Работа с педагогическими кадрами, в данном контексте выступает как одно из основополагающих. Рассматривая кадровый потенциал, как основной компонент качества образовательной деятельности в аспекте организации образовательной деятельности, методическая служба осуществляет обучающую работу с педагогическими кадрами, направленную на развитие творческой личности педагога как субъекта профессиональной деятельности, способной к выбору собственных педагогических целевых ориентиров и установок в контексте инновационных подходов в работе с детьми.

В Центре детского творчества разработана и реализуется программа непрерывного профессионального образования педагогов — «Школа профессионального роста». Методическая работа ориентирована на различные категории педагогических кадров учреждения:

  • «Группа молодого педагога» для педагогов — новичков, работающих в системе дополнительного образования от 1 до 4 лет, без специального педагогического образования;

  • «Группа профессионального мастерства» для педагогов, работающих в системе дополнительного образования от 4 и более лет, работающих в режиме развития.

Содержание курса в «Школе профессионального роста» реализуется с привлечением педагогов, методистов, психолога, социального педагога учреждения. Работа по программе осуществляется в рамках методических объединений в разных формах (лекции, семинары, практикумы, тренинги, самостоятельное выполнение практических заданий, индивидуальные и групповые консультации, рефлексивные, деловые, сюжетные игры, проблемные ситуации; стажировки).

При этом необходимо констатировать, что тематика занятий с педагогическими работниками носит широкий характер, т.е. ориентирована на педагогов дополнительного образования, осуществляющих профессиональную деятельность в творческих объединениях разной направленности с детьми возрастного диапазона от 4 до 18 лет. А поскольку федеральные государственные требования определили игру основным контекстом развития ребёнка-дошкольника и не рекомендуют копировать школьные технологии и формы организации, то подходы к образовательному процессу в работе с детьми дошкольного возраста в условиях Центра детского творчества требуют некоторых изменений.В связи с этим необходима глубокая просветительская работа среди педагогов Центра раннего развития в аспекте переосмысления принципов в работе с детьми, в числе которых — использование адекватных возрасту форм работы, направленных на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.

 

 

 

1.2.

Основные образовательные противоречия, на решение которых

направлена инновационная деятельность педагогического коллектива

 

Исходя из анализа нормативно-правовых документов, теоретико-практических материалов, образовательной ситуации в Центре раннего развития МОУ ДОД Центра детского творчества в ракурсе организационно-педагогической работы, направленной на культурно-художественную социализацию детей, можно выделить основные педагогические противоречия между:

  • потребностью современного воспитания в эффективной социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности и слабой разработанностью организационно-педагогических условий его формирования и внедрения в учреждениях клубного типа (центрах раннего развития детей) на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей.

  • актуальностью проблематики социализации личности в аспекте повышения общей культуры личности дошкольника, его коммуникативной культуры и недостаточной разработанностью методологических и технологических основ формирования организационно-педагогических условий, способствующих данному процессу;

  • социальным заказом общества, изложенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.; Постановлении Правительства РФ от 7.02.2011г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015гг. и др., и недостаточной квалификацией и опыта педагогов дополнительного образования в вопросах создания организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста с использованием форм и средств социально-культурной деятельности в сфере дошкольного образования, детского досуга.

  • заинтересованностью родителей в качественной подготовке детей к обучению в школе и:

— низким уровнем педагогической культуры и просвещённости родителей в вопросах адаптации и социализации детей дошкольного возраста;

— недостаточным включением в образовательный процесс педагогами дополнительного образования технологии совместной деятельности детей с родителями.

  • потребностью педагогического коллектива Центра детского творчества в постоянном профессиональном совершенствовании и ограниченными методическими возможностями, выраженными в отсутствии стройной системы психолого-педагогического инструментария по выявлению актуального состояния и дальнейшего социально-личностного развития ребёнка.

Становится очевидной проблема, которая состоит в необходимости обоснования, разработки и внедрения в педагогический процесс учреждений клубного типа (Центра раннего развития ребёнка) новых путей и способов успешной социализации дошкольников на основе систематизации и применения средств социально-культурной деятельности в контексте организации комплекса специфических условий этого процесса. Выделенные противоречия определили выбор темы образовательного проекта МОУ ДОД Центра детского творчества: «Создание модели культурно-художественной социализации детей в условиях Центра раннего развития ребёнка в системе дополнительного образования».

 

1.3.

Педагогическая стратегия разрешения

основных проблем инновационного проекта

 

Учитывая специфику учреждения, результаты проблемно-ориентированного анализа, основная работа педагогического коллектива, направленная на культурно-художественную социализацию личности детей, предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс Центра детского творчества организационно-педагогической модели, включающей систему организационно-педагогических условий, которые будут определять содержание комплексной культурно-художественной программы социализации детей в Центре раннего развития, адресованной не только воспитанникам, но их родителям и педагогам дополнительного образования. При этом игра, детское художественное творчество, а также просветительно-образовательные формы социально-культурной деятельности являются средствами, адекватными решаемой проблеме. Для реализации комплекса педагогических условий успешной социализации дошкольников необходимо создание в Центре детского творчества локальной организационной структуры клубного типа в форме «лаборатории детского творчества».

Исходя из этого в организационно-управленческой, методической и организационно-педагогической деятельности учреждения, определяется необходимость обновления содержания деятельности, направленного на реализацию следующих стратегических линий:

  • Разработка нормативно-правовой базы деятельности как основы построения интегративного социокультурного, образовательного пространства Центра детского творчества, направленного на успешную социализацию воспитанников Центра раннего развития.

  • Преобразование Центра раннего развития в новую организационную форму клубного типа, в основу которой будет положен многоуровневый подход в социокультурной и психолого-педагогической системе сред, призванной обеспечить оптимальные условия для культурно-художественной социализации детей.

  • Разработка новой методологической и технологической модели создания условий для культурно-художественной социализации детей в условиях тесного сотрудничества Центра раннего развития ребёнка и семьи.

  • Модернизация программного обеспечения Центра детского творчества в аспектахразработкиинвариантного воспитательного модуля к содержанию образовательной программы Центра раннего развития к содержанию образовательных дисциплин; досуговой и диагностической программы, непосредственно адресованных детям дошкольного возраста.

  • Развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку кадров.

 

Раздел II

Содержание инновационного проекта

 

2.1.

Цели, задачи, этапы реализации инновационного проекта

 

Для разрешения вышеизложенных противоречий и главной проблемы инновационного проекта, определены:

Гипотеза инновационного проекта: социализация дошкольников будет проходить эффективно в процессе организации досуговой социально-культурной деятельности Центра раннего развития в системе дополнительного образования детей, предполагающем:

  • осмысление сущности, особенностей и педагогических противоречий социализации дошкольников в современной социокультурной ситуации;

  • рассмотрение детей дошкольного возраста, посещающих Центр раннего развития, как социальную группу, нуждающуюся в силу возрастных особенностей в культурно-художественной социализации, ориентированной, прежде всего на овладение речевой культурой, возрастными нормами общения и взаимодействия с родителями, педагогами, сверстниками;

  • моделирование и апробацию организационно-педагогических условий успешной социализации дошкольников, предполагающих разработку и реализацию программы культурно-художественной социализации детей на базе лаборатории детского творчества в Центре раннего развития

  • трактовку игровых, просветительных и обучающих форм социально-культурной деятельности как адекватных средств социализации дошкольников, а также просвещения и дополнительного образования их родителей, педагогов дополнительного образования.

Объект исследования: педагогический процесс социализации детей дошкольного возраста в образовательной деятельности и сфере досуга Центра раннего развития.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия организации деятельности МОУ ДОД Центра детского творчества высшей категории, способствующие культурно-художественной социализации воспитанников.

Цель: Разработка и внедрение комплекса оптимальных организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

Задачи инновационного проекта:

  1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования системы деятельности ЦДТ, как технологической модели создания условий социализации детей дошкольного возраста.

  2. Разработать новую технологическую модель создания условий для успешной социализации детей посредством и на основе:

— разработки и внедрения программы культурно-художественной социализации детей на базе лаборатории детского творчества в Центре раннего развития, включающей как аспект образовательной, так и досуговой деятельности;

— разработки психолого-педагогической диагностической программы, предполагающей систематизацию методов психолого-педагогической оценки индивидуальных особенностей каждого ребёнка, с другой — психолого-педагогической, социальной ситуации в каждой возрастной группе Центра раннего развития, как основы благоприятной социализации;

— внедрения инновационных образовательных технологий в работе с детьми и их родителями;

— создания обогащённой, вариативной образовательной среды Центра через разработку и апробацию новых механизмов взаимодействия Центра детского творчества с семьёй, как основного института социализации детей;

3. Расширить пространство повышения квалификации педагогов Центра раннего развития, как условия методического поиска и творчества в вопросах культурно-художественной социализации детей дошкольного возраста

Методы оценки эффективности и результативности инновационной деятельности в рамках реализации образовательного проекта

    • мониторинговые исследования;

    • метод экспертной оценки;

    • психологическая диагностика;

    • методы сравнения и анализа.

 

Сроки реализации проекта:

январь 2014 г. – январь 2017г.

Этапы реализации проекта:

1этап – аналитико-проектировочный (январь 2014 — декабрь 2015)

Задачи:

  • провести теоретическое осмысление проблемы, осуществить детальную концептуализацию построения технологической модели создания условий для эффективной социализации детей;

  • создать творческую группу педагогов Центра по реализации инновационного образовательного проекта;

  • разработать план деятельности Центра раннего развития по основным направлениям инновационного проекта;

  • обеспечить модернизацию образовательных программ дополнительного образования педагогов Центра раннего развития через разработку инвариантного воспитательного модуля к содержанию образовательных дисциплин и введение его в систему работы.

  • разработать и внедрить программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития;

  • разработать и осуществить внедрение пакета диагностического инструментария для определения актуального состояния личностного развития детей, а также социальной ситуации в каждой возрастной группе Центра раннего развития, как основы благоприятной социализации.

 

2 этап – организационно-практический (январь 2015 – декабрь 2016)

Задачи:

  • Осуществить мониторинговое изучение эффективности и результативности инновационной деятельности, накопление и анализ исходного статистического, диагностического материала

  • применять новые технологии, формы и методы образовательной и воспитательной деятельности для выработки базовой основы собственной технологии учреждения по культурно-художественной социализации детей дошкольного возраста в условиях организационной структуры клубного типа в форме лаборатории детского творчества.

  • провести исследования по всем направлениям инновационного проекта (содержание, технологии, управление) и способствовать к внедрению их в практику учреждений дополнительного образования детей города Волгодонска.

 

3 этап – обобщающий (январь 2016 – декабрь 2017)

Задачи:

  • провести критический анализ, осуществить оценку полученных результатов с позиции их соответствия целям и задачам проекта;

  • обобщить полученную информацию и итоги инновационной деятельности с внесением изменений и корректив в существующую образовательную систему, формы и методы по организации работы с детьми.

  • подготовить отчёты, научно-методические рекомендации, опубликовать концептуальные программно-методические, диагностические и экспертно-аналитические материалы по проблеме.

2.2.

Структурно-модульный план

реализации инновационного проекта

 

Этапы

Направления

Мероприятия

аналитико-проектировочный

(январь 2014 — декабрь 2015)

Создание организационно-управленческих условий

  • Разработка локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих преобразование Центра раннего развития в новую организационную форму клубного типа «лаборатория детского творчества»;

  • Организация работы родительского комитета Центра раннего развития, Совета учреждения, направленная объединение усилий на реализацию инновационного проекта

  • Разработка форм поощрений заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников Центра

Создание организационно-методических условий

  • разработка программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития, в состав которой должны войти:

— пакет диагностического инструментария для определения актуального состояния личностного развития детей, а также социальной ситуации в каждой возрастной группе Центра раннего развития, как основы благоприятной социализации.

-досуговая программа Центра раннего развития

— инвариантный воспитательный модуль к содержанию образовательных дисциплин и введение его в систему работы.

  • Разработка дополнений к Программе развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2013-2016 г.г.;

  • Разработка специального курса подготовки педагогов дополнительного образования Центра раннего развития «Школа педагогического мастерства»;

Создание оптимальных организационно-педагогических условий для успешной социализации детей

  • Включение в образовательный процесс элементов современных образовательных технологий: проблемных, поисковых эвристических, исследовательских в сочетании с методами игрового и творческого характера;

  • составление и реализация плана взаимодействия с семьей на 2014-2017 учебный год;

 

Совершенствование системы подготовки педагогов дополнительного образования Центра в ракурсе реализации проекта

 

 

на уровне учреждения:

  • Создание творческой группы педагогов по реализации инновационного образовательного проекта

  • Подбор и изучение методической литературы необходимой тематики;

  • обучающие семинары, рефлексивно-деловые игры, мастер-классов для педагогов ЦДТ; методические объединения по проблеме;

  • самообразование педагогов по вопросам культурно-художественной социализации

вне учреждения:

  • очные и дистанционные курсы повышения квалификации; участие педагогов в конкурсах, конференциях, публикации в специализированных журналах

2 этап – организационно-практический

(январь 2015 – декабрь 2016)

Реализация программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития

  • Реализация:

— досуговой программы Центра раннего развития

— инвариантного воспитательного модуля к содержанию образовательных дисциплин и введение его в систему работы.

  • реализация плана взаимодействия с семьей на 2014-2017 учебный год;

  • Осуществление диагностических процедур и измерений:

  • актуального социально-личностного развития ребёнка;

  • социальной ситуации в группах раннего развития;

  • потребностей в образовательных услугах и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения детей;

  • психологического климата в центре (комфортность для воспитанников, качество воспитательно-образовательного процесса);

  • эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами МОУ ДОД Центра детского творчества

  • Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в Центр раннего развития и его семье.

  • Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.

  • Социологическое исследование состава семьи воспитанников

  • Мониторинг уровня удовлетворённости участников образовательного процесса жизнедеятельностью в Центре раннего развития ребёнка

  • заполнение социального Паспорта семей воспитанников

Центра раннего развития

Реализация программы Методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2013-2016 г.г.

  • обучающие семинары, рефлексивно-деловые игры, мастер-классов для педагогов ЦДТ и др. образовательных учреждений г.Волгодоснка, методические объединения по проблеме;

  • Популяризация деятельности и образовательных услуг ЦДТ (публикации в газетах, журналах, Интернет, разработка рекламных буклетов и др.

3 этап – обобщающий

(январь 2016 – декабрь 2017)

 

Обобщение результатов реализации инновационного проекта

 

  • Анализ мониторинга и диагностических данных по эффективности реализации инновационного проекта

  • Разработка программно-методических материалов в аспекте апробации и внедрения технологической модели создания условий для успешной социализации детей в Центре раннего развития

  • Реализация Программы развития методической службы в ракурсе инновационных изменений на 2013-2016 г.г.

  • Обобщение и популяризация опыта творческой деятельности педагогов учреждения по проблеме:культурно-художественной социализации детей в условиях Центра раннего развития ребёнка в системе дополнительного образования:

— среди образовательных учреждений г.Волгодонска.

— подготовка информационных бюллетеней о педагогическом опыте в сфере дополнительного образования анализ итогов реализации программы инновационного проекта

 

 

2.3.

Прогнозируемые результаты

 

  1. Описание опыта функционирования технологической модели для успешной социализации детей в Центре раннего развития;

  2. Создание комплекса и публикация программно-методических разработок для ОУ города, позволяющих повысить эффективность педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста в условиях системы дополнительного образования.

  3. Повышение действенности методической службы в разработке, апробации и использовании единого программно-методического «банка» различных образовательных, воспитательных, игровых, развивающих программ, педагогических технологий и т.д.

  4. Эффективное использование кадрового потенциала, ресурсов и материальной базы.

  5. Рост творческого потенциала, профессиональной квалификации и мастерства педагогов Центра детского творчества в аспекте организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

  6. Успешная социализация воспитанников Центра раннего развития

  7. Рост детско-родительского спроса на образовательные услуги МОУ ДОД Центра детского творчества.

Итак, к основным ожидаемым результатам реализации мероприятий по инновационному развитию МОУ ДОД Центра детского творчества относятся:

Качественные показатели: высокий имидж МОУ ДОД Центра детского творчества как конкурентоспособного учреждения дополнительного образования с инновационной, образовательной средой; обновленное содержание образования и инновационные технологии обучения с учетом современных требований; наличие условий для творческого и социального развития воспитанников, педагогов и родителей; максимальный учет интересов воспитанников и их родителей в выборе содержания и технологий образовательно-воспитательной работы; модернизированная материально – техническая база в Центре раннего развития, соответствующая современным информационно – коммуникационным технологиям.

Количественные показатели выразятся: в профессиональной переподготовке и повышения квалификации каждого педагога; предоставление услуг дополнительного образования, направленного на подготовку детей к школе, выраженной в мотивационной и социальной готовности, увеличение спектра дисциплин по различным видам искусства.

 

Comments are closed.

Яндекс.Метрика