Цель: формирование у начинающих педагогов потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи:
-
удовлетворять потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
-
способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
-
помочь молодым педагогам внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
Практика организации и помощи молодым педагогам прошлых лет показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Поэтому, чтобы получить реальную картину в работе с молодыми педагогами использовался диагностический подход, который позволил:
-
точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
-
объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
-
определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
-
наметить программу роста педагогического мастерства каждого молодого специалиста (индивидуальный маршрут педагога);
-
учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости при создании микрогрупп;
-
обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой педагогов, с повышением их общего культурного уровня;
-
обеспечить оптимальное планирование методической работы в ГМП.
Таким образом, на подготовительном этапе диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу.
Молодым специалистам были предложены анкеты успешности его как педагога. Анализ анкет показал, что молодые специалисты соответствуют полученному образованию, легко обучаемы и не испытывают трудностей при планировании своей работы. Также были предложены анкеты для молодых педагогов с целью проследить достижения молодого педагога по самообразованию.
Однако большая часть вопросов возникает при непосредственном проведении занятий и контроле деятельности обучающихся.
С учетом полученных результатов был выстроен план работы с данной группой педагогов, разработаны и проведены занятия-практикумы, круглые столы, теоретические и практические семинары.
За отчетный период были проведены мероприятия:
1 год обучения — темы семинаров:
— «Специфика нормативно-правовой базы деятельности педагога дополнительного образования. Технология деятельности педагога дополнительного образования, её системообразующие компоненты»;
— «Учебное занятие. Требование к проведению учебного занятия»;
— «Современные педагогические технологии в практике УДОД. Методы и формы, применяемые на занятиях».
Практические занятия:
— «Ознакомление с основами программно – методического обеспечения образовательного процесса»;
— «Самоанализ занятия. Формы и типы занятий»;
— «Планирование воспитательной работы. Требования к планированию. Анализ воспитательной работы»;
2 год обучения – темы семинаров:
— «Инновационные педагогические технологии»;
-«Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с учётом региональных рекомендаций». Индивидуальные развивающие программы».
Занятия-практикумы:
— Диагностические материалы в программе.
—«Метапредметные, предметные и личностные результаты обучающихся».
Обмен опытом работы:
— «Создание ситуации успеха обучающихся»;
— «Современный педагог — творческая личность»
3 год обучения – темысеминаров:
— «Организация исследовательской деятельности»; «Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции», «Анализ дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Занятия-практикумы:
— «Входная диагностика – выявление стартовых возможностей учащихся».
Практическое занятие:
— Заполнение индивидуального маршрута педагога дополнительного образования.
Обмен опытом:
— «Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции».
За каждым молодым специалистом были закреплены наставники, которые посещали занятия, анализировали их, выявляли проблемы, совместно составляли планы сложных тем, проводили совместные мероприятия и т.д.
Молодые специалисты были охвачены методической работой в полном объёме и на высоком уровне. Все методические формирования и наставники работали согласно планам, которые выполнены в полном объеме. Кроме того, молодые специалисты получали постоянные консультации методистов по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению календарного плана, по эффективным методам организации учебной деятельности обучающихся, способам активизации познавательной деятельности, организации воспитательной работы творческого объединения и по многим другим вопросам.
Педагоги-наставники, руководители методических объединений и методисты в течение года посещали занятия молодых специалистов с целью оказания им методической помощи. В свою очередь молодые специалисты посещали занятия своих наставников, а также все открытые занятия, проводимые на протяжении учебного года, принимали участие в их анализе.
Работа с молодыми специалистами помогла становлению их педагогического мастерства.
В будущем учебном году целесообразно продолжить учебную и консультационную работу с молодыми педагогами.
Вывод. Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Молодым специалистам оказывается помощь администрацией и педагогами-наставниками в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.
Задачи на следующий учебный год:
-
работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на занятиях;
-
обеспечение рефлексии и самоконтроля на протяжении всего занятия;
-
участие молодых педагогов в различных конкурсах и проектах.
Методист, руководитель
«Группы молодого педагога»
МБУДО «Центр детского творчества» Ж.М.Бегичева